Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Туристические отчеты И снова по трем областям

Снова по трём областям на велосипеде

Краткая информация по поездке:

 

7-14.08.2009 совершена 8-дневная поездка по Сумской, Черниговской и Полтавской областям. Ключевые пункты – Путивль, Кролевец, Батурин, Круты, Нежин, Лубны, Полтава, Ахтырка. В день преодолевалось в среднем около 110 км, пройденное расстояние 960 км. Использован был модернизированный велик «Турист».

 

 

День 1

15.30-21.20

100 км

Сумы–Белополье–Клепалы–р. Сейм в окр. с. Чаплищи

 

День 2

9.30-20.45

75 км

Окр. с. Чаплищи–с. Чумаково–с. Пересипки–с. Червоное Озеро–с. Жары–с. Белогалица–с. Курдюмово–с. Сонцево–с. Новые и Старые Гончары–с. Князевка–с. Линово–заказник Монастрырский лес–Мовчанский монастырь–с. Новая Слобода–окр. с. Ширяево

 

День 3

9.10-21.05

130 км

Окр. с. Ширяево–г. Путивль-с. Яцино–с. Воргол–окр. с. Мутин–г. Кролевец–с. Алтыновка–г. Батурин–с. Городище

 

День 4

8.30-21.05

155 км

с. Городище–с. Оленовка-музей Пантелеймона Кулиша–с. Прохоры–с. Круты-мемориал героям Крут–г. Нежин-с. Обычев–окр. с. Толкачовка

 

День 5

9.30-22.00

125 км

окр. с. Толкачовка–г. Прилуки–г. Пирятин–г. Лубны–окр. с. Солоница

 

День 6

8.00-21.00

130 км

окр. с. Солоница–с. Вишняки–г. Хорол–р. Псел–с. Решетиловка–окр. с. Демидовка

 

День 7

8.30-21.00

120 км

окр. с. Демидовка–г. Полтава (изъездил вдоль и поперек, исследуя достопримечательности)–пгт Котельва–граница Сумской и Полтавской областей

 

День 8

7.30-20.30

125 км

граница Сумской и Полтавской областей–с. Хорол–г. Ахтырка–с. Боромля–Сумы

 

­­­

 

Весь 2009 год вышел у меня спонтанный. После серьезной болезни, не верилось, что всё наладилось, и хотелось сделать всего по максимуму – и опубликовать статьи, и провести исследования, и съездить в походы, и многое-многое другое. Меня кидало от одного дела в другое … Мало кто меня поймёт, но это неважно – надеюсь Вам будет хоть чуть-чуть интересно почитать этот рассказ.

 

 

День первый – «Самый быстрый»

15.30-21.20

100 км

Сумы–Белополье–Клепалы–р. Сейм в окр. с. Чаплищи

 

Идея о поездке появилась в один из вечеров пребывания в велоклубе. Всё было обдумано буквально за пару часов. Хотелось проехаться по Черниговской, и при возможности, по Полтавской областям. Кроме исследования животных на скоростных трассах, созерцания архитектурных и природных особенностей, хотел испробовать свои силы в дальней поездке – как после всех событий двухлетней давности, поведёт себя организм при ежедневной нагрузке. В обед следующего дня наметил выезд. Сердце забилось чаще от мысли предстоящей экспедиции, хотелось сейчас-же взяться за сбор рюкзака, но решил не спешить, а лучше отдохнуть.

Таким образом, я лёг отдыхать рано. Встал поздно – решил хорошо выспаться (разленился после длительного перерыва). Встав, уладил вопросы насчёт отпуска: как оказалось, я мог свободно рвануть на неделю. Собирал снаряжение долго – много раз проверял всё ли взял, кое-что в ходе сборки клалось назад в шкаф – дабы позже не жалеть о слишком тяжелом рюкзаке. При подготовке к дальней поездке, важно заранее сделать список – и уже по этому списку собирать все необходимые вещи. А если надеяться на память, то можно забыть какую-то мелочь. Немаловажно выделить полку в шкафу специально для турснаряжения – это раз и навсегда избавит Вас от множества проблем.

Постепенно рюкзак становился всё толще и толще, был окончательно сверен список снаряжения, и уже спокойно я мог передохнуть. Оставалось пара часов до выезда. Сразу-же кинулся на еду – важно перед поездкой хорошо поесть, для этого наспех было приготовлены специальные запасы из морозилки, и главным блюдом было тонко нарезанное мясо, поджаренное на медленном огне. ВКУСНОТИЩА!!! (а заодно и полезно). Незаметно время приблизилось к трем часам дня, и пора было выезжать. Выехать хотел раньше, но вчера забыл отдать деньги за камеру в велоклубе. А нехорошо ехать в дальнюю поездку с долгами. Через полчаса отдал долг, и со спокойной совестью покатил к Белопольскому шоссе.

Вот поездка и начата – время 15.30. Что меня ждёт впереди? Погода, качество дорог, моя выносливость, удача при прохождении маршрута … Постарался не думать обо всём этом, и переключиться на микроцель сегодняшнего дня – доехать до Сейма. Должен вообще-то успеть … Поднажал быстрее, но множество машин не давали набрать высокую скорость. Вдобавок у ж/д переезда проходил товарняк, дорогу перекрыли и собралось много машин, поэтому поехал у самого края дороги. Переезд открыли и машины не спеша начали переезжать железку. Переехал и я, вот только понесло меня на тропинку, где «добрые» железнодорожники выкопали ямку, которую из-за густой травы я заметил только за полметра. Сильный удар … попало переднее колесо, еще один удар – прошло заднее колесо. Последствия столкновения не радовали – передний обод немного повело. Когда-же я уже поменяю старый обод и на переднем колесе …

Уже аккуратнее покатил дальше, и осилив тягунчик за Сумами, скоро оказался у Постольного … Здесь прилично разогнался чуть за 20 км/ч и такой темп держал довольно долго. Катилось легче обычного – таки не зря я поставил сзади покрышку на 28. Спереди вместо 36 надо тоже поставить минимум 28, а может и меньше. Дорога была более-менее нормальная, и скоро был возле Белополья. Небо было чуть затянуто облаками, было ни жарко ни холодно, дорога была средней гадостности, поэтому катилось легко … Казалось я еду быстро, но неожиданно сзади появились знакомые спортсмены … Лихо пронеслись они на всех парах под 40 км/ч. Мои 25 казались черепашьими … Мда … Хотелось поднажать, ведь с такой скоростью я бы долетел быстро, но даже при огромном желании такая скорость при грузе в 15-17 кг нежелательна – при первой значительной яме может быть прекращена вся поездка …

 

 

Покатил дальше, и скоро увидел подожжённое поле пшеницы … Как всегда, увидев что-то хоть немного интересное, остановился сфотографировать:

 

 

Конечно на фото уходит немало времени, учитывая, что в день надо останавливаться в среднем 20-30 раз, а часто значительно чаще. На одну остановку уходит 2-3 минуты. желательно не останавливаться более чем на 5 минут – за это время мышцы «остынут» и будет сложно снова набрать темп, а в худшем случае (особенно в холодную погоду) – можно получить растяжение. Будьте готовы, что большинство фото получатся неудачными, поэтому тщательно обдумывайте – «Стоит ли останавливаться?». Также не лишним будет сделать дубли (или проверить качество снимка на экране цифровика). Можно не делать фото вообще, но сделанное фото позволяет вырвать кусочек из твоей экспедиции и сохранить воспоминания несмотря на время. Ведь как приятно пересмотреть кадры из старых походов, поделиться снимками с родными и друзьями …

Но пора возвращаться к поездке … Уже проехал незаметно Белополье и Ворожбу, оставалась финишная прямая до реки Сейм. Хотелось остановиться, и был сделан пит-стоп – оглянувшись, решил совершить налёт на кукурузное поле (и мне это ОЧЕНЬ понравилось!!! Забегая вперед, скажу, что таких НАЛЁТОВ было совершено МНОГО!!!). Початки были еще молодыми, и многие-бы их проигнорировали, но не я. Сочные, сладкие, питательные!!! КЛАСС!!! Подкрепившись, покатил дальше.

Конечно проехать 100 км. с полным снаряжением менее чем за 5 часов – это нелегко. Усталость уже давала о себе знать. Но осталось уже совсем немного – 25 км, и надо было дожать ещё небольшой участок. Почему-то в памяти всплыли давние события - лицо девушки, её улыбка и прощальные слова; печально, что мы больше не увидимся …

В 20.30 я был в необходимом месте - на Сейме. Надо было набрать воды – и как на заказ, увидел колодец, но воды в нём не было. Решил заехать на старое место – проехав чуть дальше, набрал воды в уже знакомом, ужасно скрипучем колодце. Заодно и захватил яблоки с ближайших яблонь. Было классно перекусить белым наливом после такого денька – немного с кислинкой, сочное яблоко придало сил. Странно, что яблок было много – никто их не собирал, видно местные белый налив не уважают.

Уже были сумерки, и комары давали о себе знать – тихо жужжа, они выкачивали мою кровь, вампиры!!! Съехав с трассы, въехал в лес – сразу оказался почти в полной темноте, стало плохо видно дорогу, поэтому катил неспеша, да ещё и местами был песок, поэтому приходилось прорываться пешком. Так покатил в поисках места для ночевки у Сейма. Выехал на луга – просторы так и поражали. Именно сейчас, в сумерках, когда полная тишина, и уже сложно разглядеть горизонт, но видно еще дорогу метрах в пяти, кажется что этим лугам нет конца-края. Воздух был прохладен, свеж, ехать по таким местам и в такое время было в кайф. Вдобавок поющие кузнечики придавали очарование такой поездке. И хотя петляющая грунтовка заставляла часто отвлекаться от созерцания всей этой красоты, но и этих недолгих моментов хватило, чтобы запомнить надолго эти удивительные места.

Так катил немало, хотел остановить во многих местах, но все было занято шумными туристами. И только напротив села Чаплищи, раскинувшегося на берегу Сейма, наконец была найдена полянка. Была поставлена палатка, и уже через полчаса все было уложено и можно было взяться за ужин. С реки доносилось кваканье лягушек, различных птиц – куликов, уток … Под их галдёж ужинал и засыпал …

 

Меня часто спрашивают почему я езжу один. За многие года, побывав во множестве экспедиций, убедился, что путешествовать легче всего одному. Конечно многие скажут, что одному ездить сложно, но как гласит старая мудрость – если ты не выносишь одиночества. то и в компании тебе делать нечего. У каждого из нас свои привычки, распорядок дня, выносливость, интересы питание и т.д. и т.п. … И сложно найти толкового напарника (или напарницу). Поэтому и езжу один, пока-что ...

 

День второй «Изматывающий»

9.30-20.45

75 км

Окр. с. Чаплищи–с. Чумаково–с. Пересипки–с. Червоное Озеро–с. Жары–с. Белогалица–с. Курдюмово–с. Сонцево–с. Новые и Старые Гончары–с. Князевка–с. Линово–заказник Монастрырский лес–Мовчанский монастырь–с. Новая Слобода–окр. с. Ширяево

 

Проснулся рано и покатил дальше, но заднее колесо стало издавать непонятные звуки. Покрутив, решил разобрать втулку. Что и было сделано – но песка там не оказалось, смазка была на месте, конуса целы, шарики не истерты, короче все нормально. Значит попал песок не во втулку, а в трещётку. Собрав всё назад, через пару километров тихий хруст исчез – все дело было в песке в трещётке.

Эта проблема заставила поволноваться, ведь даже мелкая поломка велика не очень приятна. Важно в дальних экспедициях хоть чуть-чуть разбираться в велосипеде, и уметь устранять не только проколы колеса. Неплохо иметь некоторые запчасти.

Покатил по ровненькой и накатанной грунтовке. Незаметно быстро выехал на асфальт. Прохлада так и обдавала, а разогнавшись – было аж холодновато. Эх, уже не лето, далеко не лето. Еще два месяца – и все вокруг станет серым, а потом и белым … Захотелось искупаться в пока еще теплой реке – и взяв обратное направление, покатил к Сейму и уже через 15 минут купался в тёплой воде. Вокруг во множестве были жёлтые кувшинки, рогоз и тростник. Только проезжающие машины и кричащие на противоположном берегу отдыхающие давали знать о близости цивилизации. Вода была отличнейшая – и не холодная, и не слишком теплая. Небольшие волны, небольшое течение, нырнув глубоко – вода становилась довольно холодной. КРАСОТА!!! В лучах восходящего солнца вода переходила из серого цвета в синий, деревья становились светло-зелёными … Всё вокруг оживало. Из воды вылезать не хотелось, и я плавал еще долго. Хотелось сфотографировать эту красоту – чистое небо, на синей воде небольшие волны, местами плавающий водокрас, а справа – рогоз и тростник. Но чтобы сделать это фото нужно было залезть почти по шею в воду, а фотик у меня был не водонепроницаемый …

Время бежало, и быстро собравшись, покатил дальше. Хотел сфотографировать заказник «Озеро Красное», поэтому съехал с трассы и покатил к тем краям. Как оказалось, озеро было обычным, без достопримечательностей.

 

 

 

Было интерсно исследовать эти края, но особо интересного я здесь ничего не нашёл. Фотографировать было нечего, приглянулась только такая вот дорога возле села Солнцево:

 

 

Присел перекусить – прямо на обочине разложил еду и взялся неспеша всё уминать. Но издалека услышал шум – как оказалось, ехал комбайн. Начал собирать вещи – ведь он занимал всю дорогу, причём цеплял ещё и обочину. Но увидев мои сборы – водитель прижался к левой обочине … Кивнул в знак благодарности ^__^

Дорога здесь, хотя и была и грунтовой, но была значительно лучше здешнего асфальта. Катить было приятно – по обе стороны простирались то луга, то леса, то озерца и болота … Но скоро с обоих сторон появились соевые поля – ландшафт стал уныло однообразным. Сою было видно почти до самого горизонта, и только лесополосы и отдельные деревья размывали однообразность этих краев. Остановился испробовать такой здесь распространённый продукт – как оказалось, соя почти созрела, и по вкусу была мягко говоря не очень, отчего аппетит на пару часов исчез. Скоро дорога начала разветвляться, и грунтовка стала не очень качественной, но благо скоро появился асфальт … Скоро появилось самое наркоманское село:

 

 

Далее хотел доехать до Мовчанского монастыря. Хотелось сделать поездку более интересной, поэтому я свернул с дороги, и направился к селу Леново, с целью проехаться по грунтовым дорогам через дубраву возле монастыря. Съехав с асфальта, дорога никак не порадовала – сплошные ямы и ухабы. Но было терпимо, скоро я уже был в намеченном месте – слева от меня была нагорная дубрава, а справа простирались непроходимые болота.

 

 

 

Здесь повстречал туристов из Киева – неожиданно они вынырнули в одном из поворотов дороги. Как оказалось они тоже направлялись к монастырю. Вместе мы поехали дальше, и на наше удивление, дорога начала исчезать среди огромной крапивы, репяхах, ежевике и подмареннике цепком. Была попытка найти дорогу в лесу, но неудачно. Киевляне повернули назад, а я остался, решая, что делать. Пробираться среди репяхов и крапивы – не сулило ничего хорошего, но и возвращаться назад не хотелось. Таки решил продолжить путь … Но надо было отдохнуть – езда по траве, таки немного изматывала. Присев в траву, вспугнул такое вот существо:

 

 

 

Это квакша обыкновенная, уже довольно редкая амфибия наших лесов. Ещё её называют лягушка-древолаз, как видите довольно симпатичное животное. В Сумской области находится под охраной.

Это была мне награда за прорыв через 3 км. крапивы и репяха. Когда я понял, что было ошибкой продолжать идти через эти дебри, было уже поздно отступать – осталось только менее 1 км. Но такое смешное расстояние далось мне с трудом – на пути пришлось перелезть через два поваленных дерева на дороге, снять с себя не одну сотню репяхов, пожалиться не об один десяток крапивы … Но и был съеден не один килограмм ежевики, которой здесь было великое множество. В который раз решил больше не лазить с великом и 15-килограмовым снаряжением по непролазным дебрям.

В конце-концов я выбрался на долгожданную дорогу. Хотя это и была вусмерть разбитая грунтовка, но я был счастлив. Хотя и сразу-же меня ждал затяжной крутой подъем, но это были мелочи. Постепенно взбираясь на холм, неожиданно в лучах уходящего солнца появился монастырь, он весь так и сверкал … Дальше только и надо было успевать фотографировать. Взобравшись еще выше – показалось еще два монастыря, а слева виднелась удивительная панорама – до самого горизонта были видны сотни деревьев, и лишь местами виднелись пятна лугов и полей. Все так вокруг и завораживало. В последние года здесь начали активное стрительство, поэтому непередаваемая атмосфера этих мест почти исчезла. Вокруг только и были видны результаты активной стройки и реставрации. Немалые деньги вкладывались для этого. Раньше, когда эти места были жутко заброшены, они завораживали … А сейчас уже не то. Как-то видеть, что в древних монастырях поставлены евроокна и кругом только видна пластмасса – это как-то неправильно. Итак, была проведена фотосессия этих красивых мест. Комментировать ничего не буду, просто смотрите фото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удалось мне и посмотреть здешние пещеры – к сожалению, для посетителей открыт только один ярус, а на самом деле пещеры трёх-ярусные (а некоторые говорят, что всего четыре яруса). Провёл меня по этим лабиринтам один из местных, за что ему искреннее спасибо. Сам бы я не нашёл эти пещеры и не прошёл бы по ним так много. Было в этих пещерах что-то умиротворяющее, именно в них ещё сохранилась святость этих мест … Только в двух-трёх местах были видны следы недавнего вмешательства – отдельные провода с наспех прикрепленными к ним лампочками. Здесь было довольно прохладно, поэтому долго я не мог задержаться. Сделал такие вот кадры:

 

 

 

Ещё пройдясь по окрестностям, увидел свалку мусора. На территории монастыря!!! Эх, когда-же мы станем хоть на чуточку культурней. Ведь мы здесь живём, и нам здесь жить. Побывали-бы Вы в развитых странах, где каждый житель понимает, что мусорить нехорошо … Когда мы изменимся!!! Печально.

 

 

День уже заканчивался, и надо было спешить … Монастырь я покидал по идеальному асфальту – да еще и по затяжному спуску через лес. Красота – чистый воздух … Вот только дорога сильно петляла, отчего надо было лихорадочно жать на тормоза, и всё равно я ехал очень быстро – около 40 км/ч. Скоро спуск закончился, и я очутился в небольшом селе, быстро я его проехал сделав таких вот два снимка. Третий снимок чем-то напомнил китайские края – где из-за катастрофической тесноты, всё строят очень плотно:

 

 

 

Выехав за Новую Слободу только и думал где остановиться. Хотя было ещё светло, и я мог проехать ещё окло 15 км, но решил останавливаться – день сегодня выдался тяжёлый – прорыв через крапиву и репяхи, забрал много сил. А сон – лучшее лекарство от усталости. Принялся за поиски подходящего места для ночлега. Такое место было скоро найдено – посадка акаций у дороги надёжно скрывала палатку от посторонних глаз. Конечно пришлось повозиться с палаткой – острые шипы акаций так и норовили зацепться за ткань, но через полчаса я уже громко храпел … Хорошо, что я был один, и мог не беспокоиться, что мой храп кого-то разбудит ^__^

 

Вспомнился случай, когда иностранцы проезжая через страны СНГ, ставили палатки среди поля, прямо у дороги, на видных местах … Они не понимали, насколько они рискуют. Но многих наших туристов-одиночек ничем не испугать – их уровень самозащиты не так высок как у профессиональных бойцов, но достаточен, чтобы переломать кости не одному противнику …

 

День третий – «Контрастный»

9.10-21.05

130 км

Окр. с. Ширяево–г. Путивль-с. Яцино–с. Воргол–окр. с. Мутин–г. Кролевец–с. Алтыновка–г. Батурин–с. Городище

 

После вчерашнего марш-броска, ехал неспеша, вдобавок был встречный ветер, поэтому полз со скоростью черепахи ... Хотел сделать сегодняшний день спокойным, отдохнуть. Погода этому пособствовала – был небольшой ветер, солнце скрыто в облаках, было чуть прохладно … Подъехав к Путивлю, решил особо не останавливаться в этом городе я уже был далеко не один раз, и уже перефотографировал все его достопримечательности. Остановился только у ларька – купить хлеб. Как только я выехал из города, я умял почти буханку – уж очень здесь вкусный белый хлеб. А особенно вкуснее хлеб во время дальней экспедиции …

 

 

Поездка была продолжена – вокруг были однообразные поля и лесополосы. Ничего примечательного. Уже через 4 часа надоело это однообразие, вдобавок множество ям и ухабов не давали нормально разогнаться, но время шло, и до новенькой дороги оставалось всё меньше и меньше … В предвкушении качественной трассы, старался изо всех сил побыстрее преодолеть этот скучный отрезок. Расстояние до цели быстро сокращалось, шло время, захотелось есть, пришлось останавливаться и на скорую руку готовить перекус. Остановился прямо на краю дороги – чем привлёк внимание молодых воронов: сев на ветку они начали пристально меня рассматривать, изредка покрикивая.

 

 

Перекус был закончен, и сделав пару кадров, я продолжил поездку.

 

 

 

Это уже давно известные для меня места, поэтому фото и остановок больше не делал. Хотел быстрее добраться до трассы Киев-Брянск. Почему? Ровнейший асфальт – без ям, таких дорог почти нет в Сумской области. В нашем районе, мы привыкли к постоянным маленьким ухабам и ямам, отчего тебя нещадно трясет от такого покрытия. Ты лихорадочно всматриваешься в дорогу и держишь крепко руль, готовый в любую секунду объезжать препятсвие. А здесь – ни ям, ни даже малейшего ухабчика, ты едешь словно по стеклу – даже не привычно, приходится разминаться – привставать с седла, слазить с велика и идти пешком, ведь от такой спокойной езды тебя не трусит как на стиральной доске, отчего затекают руки, спина и плечи. В дополнение – идеально проложены разделительные полосы дороги – ровно-ровно, без малейшего отклонения. И что самое главное – у края дороги полметра асфальта специально для мопедов и велосипедов. Трафик на дороге небольшой – воздух чистый, по такой дороге хочется ехать и ехать. После часа езды ты успокаиваешься, и уже стаёшь спокоен как слон и просто крутишь педали осматривая пейзажи вокруг. Дорогу видно как правило до самого горизонта и ты не перестаешь удивляться ее идеальности …

Надеюсь теперь понятно, почему я так спешил. Постепенно моя скорость росла, несмотря на усталость … И вот настал долгожданный момент – долгожданная мечта: идеальный асфальт. Заехав на трассу, я понял, что так просто с этой дороги не съеду, и с каждый следующим километром мне хотелось насладиться этой трассой как можно дольше. Даже страшно было подумать о возвращении снова на латанные-перелатанные дороги. От такой мысли аж передернуло … Остановился сделать фото на память …

 

 

 

 

Началась приятная спокойная езда ... Несмотря на встречный ветер, скорость была часто более 20 км/ч. Ничто не тревожило, и это было отличным отдыхом после вчерашнего дня. Прелесть. От раздумий отвлекла сигналящая сзади машина. Остановился – рассказал водителю как ехать в Киев. Номера на авто были российские, но карты у туристов не было вообще. И так несколько раз меня спрашивали или уточняли дорогу на Киев и Чернигов, спрашивали перевод на русский язык знаков (про объезд дороги). Надо было брать плату за такое отношение к автотуризму. Хотя может это так сейчас модно – езда по неизвестной территории без карты. Действительно довольно экстремально ^__^

Скоро надо было свернуть с дороги – был объезд. И очень хорошо, ведь мне надо было набрать воды. Село было крупным, и проблем найти колодец не составило, вода оказалась приятной на вкус. Был затарен под завязку, отправился дальше, сфотографировав вот такой орнитологическо-ботанический забор (с синицей-лазорёвкой):

 

 

Хотя пейзажи были однообразны – и справа, и слева лесополосы, а за ними – поля (кукурузные и пшеничные), но настроение было отличным – сейчас для меня было главным прокатиться по такой отличной дороге. Хотя я никуда не спешил, но скоро был на границе Сумской и Черниговской областей. Ничего примечательного – обычные плиты и указатели. Судите сами:

 

 

 

Забегая вперёд, скажу, что все достопримечательные места Черниговской области, указанные на щите, были посещены.

Дальше снова кручение педалей. Остановился сделать пару кадров, а чуть дальше решил полазить по лесу. Время у меня было, спешить некуда, так почему-бы не насладиться поездкой и не отдохнуть. Заодно и сделать такие вот кадры на память:

 

 

 

 

 

 

 

После передышки, я быстро покатил … И незаметно оказался в Батурине. Удивительный город – совсем недавно, был обычным и непримечательным, но вот два-три года назад, здесь началась активная стройка. Думаю, кто интересовался историей, знают о роли этого городка для козаков. Детальной информации полно в Интернете, а я покажу только фото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конечно всё здесь было сделано на скорую руку, если присмотреться – то видно, что деревья посажены совсем недавно, и судя из отсутствия на них листьев, сомнительно, что они останутся живы на следующий год. Как видно, начальство приказало закончить строительство быстро, и так было и сделано, несмотря на ухудшение качества. На последней фотографии, видна еще не обдёртая плёнка на колонне справа, и усыхающие деревья ^__^

Встретил здесь знакомых туристов, которых видел вчера в лесу возле села Леново. Были они уже на машине, и подъехав, спросили, как я здесь оказался. Сказал, что вот приехал на велике … судя по их реакции, мне показалось, что они мне не поверили. Рассказали, что до монастыря они так и не добрались – не успели. Перекинувшись ещё парой слов, разъехались.

Решил сделать фото, подтверждающее чистоту воды в Сейме:

 

 

В этот день с меня было достаточно, и проехав ещё немного, съехал с трассы пару километров и завалился в небольшой сосновый лес … Так был завершён третий день экспедиции.

 

 

День 4

8.30-21.05

155 км

с. Городище–с. Оленовка-музей Пантелеймона Кулиша–с. Прохоры–с. Круты-мемориал героям Крут–г. Нежин–с. Обычев–окр. с. Толкачёвка

 

Встав утром, я проехался по сосновому лесу. Как оказалось, это был ботанический заказник, но ничего примечательного здесь я не нашёл. Видно плохо искал – все редкие растения и животные попрятались от меня. Даже не стал делать фото этих мест, а устремился к кукурузному полю, где совершил основательный налёт. Одна кукуруза, две, пять … Ой, я объелся. С трудом залез на велик и покатил …

 

 

Следующей остановкой предполагалась река или озеро. Покатил … Поразили открывшиеся просторы. КРАСОТА!!!

 

 

 

 

Было нежарко, асфальт отличный, ехалось отлично – настроение тоже было хорошее. Вокруг просторы так и поражали, горизонт был виден более чем на три километра. Было видно немало аистов, канюков, синиц больших, воронов. Но сфотографировать их никак не удавалось – уж очень шустрыми они были. Совершил налёт на поле подсолнухов – семечки оказались очень маленькими, поэтому быстро я продолжил поход. Снова остановился попытаться сфотографировать аистов, но снова неудача. Решил хотя-бы сделать фото такого вот комбайна:

 

 

Скоро был поворот на Оленовку, к музею Пантелеймона Кулиша. Солнце пекло и уже очень хотелось покупаться, тем более что я не купался уже полтора дня. Как на заказ, сразу за поворотом показался став. Но там было очень много отдыхающих … Пиво и водка сделали своё дело – уже издалека было видно, что половина пьяна до потери пульса … Покатил дальше, и не проехав и километра, у дороги свернул к такой вот речке:

 

 

Вода оказалась чуть тёплой. КЛАСС!!! ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!!! Отлично, после такой тяжёлой поездки окунуться в прохладную воду, забыть про всё … Вылазить не хотелось … От сегодняшней жары усталость исчезла, вода придала силы, это было прекрасно. В воде сновало множество мальков, водных жуков, гладышей, а над водой – стрекозы-лютки, огнёвки и прочая мелочь. Долго ещё я плавал в воде, но время бежало, и надо было продолжать путь.

С новыми силами начал собираться. Но оказалась задержка на пять минут – лопнул шуруп крепления багажника. Таки груз в почти 20 кг, давал о себе знать. Достав «аптечку» для велика, устранил эту мелочь и покатил …

Попетляв по дорогам Оленовки, приехал к музею П.Кулиша. Домик оказлся закрыт – видно уж очень рано я приехал. Всё было ухожено и аккуратно. Попытался сделать фото, такие два кадра вышли удачными:

 

 

Надписи на могильнiй плитi Пантелеймона Кулiша: «Ти Гетьман Украiни perpetruus, aeternus, могучий, не мечем кривавого насилля, а бувалоi правди, свiтла i науки» I.Пулюй

«Зовсiм iнша булла б рiч, якби ми эдиними устами i эдиним серцем трудилися над пробудженням суспiльно-нацiональноi свiдомостi Украiни» П.Кулiш

Надежда дождаться работников музея была мизерна, и я покатил назад. Но всё-равно было интересно здесь побывать … Набрал яблок на одной из поваленных яблонь перед селом – оказались сочными и сладкими. Заодно решил набрать и воды – в селе оказался хороший колодец. Достал фляги, чем привлёк внимание местных бабушек, сидевших на лавочке. Одна подошла ко мне с вёдрами, и начала расспрашивать откуда я, зачем езжу … Удивилась, когда я сказал, откуда меня принесло, рассказала о группе велотуристов пару лет назад посетивших эти края тоже. Во время разговора, набрал воды рассказчице, потом уже себе. Сделал это автоматически, но бабушку это зацепило, и она попросила чуть подождать, и побежала к себе во двор. Через минуту вынесла пакет конфет, пряников и бубликов. Попытки отказаться, были разбиты в пух и прах, и пакет был положен в рюкзак. Поблагодарив, я продолжил путь.

Не удержался, и через 500 метров, достал пакет, попробовал одну конфету – сладкая, с желе, покрытая шоколадом … !!!! ЖИЗНЬ ПРЕКРАСНА!!! Стал понемногу уминать подарок, но съев несколько конфет – положил всё назад: надо ещё оставить на завтра.

В приподнятом настроении поехал дальше. Возле дороги встречались такие вот цветы. Несмотря на щебёнку, они всё равно здесь выросли и радовали глаз:

 

 

Встречалось множество сбитых авто насекомых и животных. Встретился и вид, занесённый в Красную книгу – махаон. Сначала эта бабочка сидела на асфальте и я подумал, что она мертва, но подойдя, она взлетела и села среди травы. Осторожно подойдя, сделал такой вот кадр:

 

 

Присмотревшись, видно, что нет одного усика, и есть вмятина на груди у этой бабочки. К сожалению, от машин гибнет великое множество разной живности, начиная от мелких насекомых и заканчивая крупными млекопитающими. Например, в полесье неоднократно сбивают лося. Причем при столкновении страдают не только животные, но и люди, ведь вес лося достигает более 500 кг!!!

Скоро показался поворот на Круты. Со словами «Прощай дорога» я свернул на разбитую ужасную дорогу. Настроение чуть испортилось – снова тряска, ямы и ухабы. Скорость упала ужасно. Попалась такая вот гусеница:

 

 

Это личинка бражника тополевого – очень распространённая ночная бабочка наших краёв. Интересно, что бабочка не питается вообще, а живёт за счёт запасов, накопленных ещё гусеницей. Поэтому жизнь её коротка – всего 1-2 недели, а гусеница живёт иногда почти полгода и более. Такие вот дела …

Скоро был мемориал … Очередная фотосессия:

 

 

 

 

 

 

 

Кому интересно, в учебниках по истории и в Интернете масса информации про Круты. Поэтому не буду приводить историческую сводку.

Следующий пункт – город Нежин. Дорога удивляла своей жестокостью – масса ям, щебёнка, вдобавок – солнце. Жарко, устал … Остановка, перекус и снова в путь. Особо интересного ничего не было видно – лесополосы да поля пшеницы. Разогнался и обогнал комбайн. Услышал от водителя пару выкриков, мол не обижай маленьких, зачем комбайн обогнал!!! Полетел дальше ^__^

Снова разбитая дорога, объезд множества ям и выбоин … Незаметно приехал в Нежин. Из-за многих посещений этого городка в прошлом, останавливаться здесь не стал, а только попытался разузнать дорогу в Полтаву. Понял, что люди меня не понимают – проехать такое расстояние на велике многим казалось невозможным … Посмотрел карту – нашёл ближайшее село на полтавской трассе, и через пять минут разузнал необходимый мне маршрут. Такие вот фото сделал в Нежине:

 

 

 

 

 

 

 

Как никогда, Нежин мне показался серым и мрачным. Поскорее хотелось выехать из этих краёв. Поднажал … Дороги были ужасными, сновало много велосипедистов, абсолютно не смотря на дороги, так и норовя попасть под колёса машин. Избежал столкновения с одним таким сорвиголовой – несмотря по сторонам, он начал переезжать через дорогу. Да … бедные водители, как они боятся велосипедистов в этом городе. Хотя говорят, что у нас в Сумах много байкеров-сорвиголов, но по сравнению с Нежином, у нас мелочи. Уже на окраине городка, заметил целый сад возле хрущовок. Здесь были и яблони, и вишни, и абрикосы, и груши … Удивляло огромное количество яблок … Только я подумал, почему их никто не собирает, как увидел какого-то алкаша, нещадно трусившего бедное дерево. И мы хотим попасть в Европу?

 

 

Дорога была не очень, но терпимой. Настроение поднимало множество абрикос, яблок и груш, которые я уминал в невероятных количествах, ведь увидев очередное дерево у дороги хотелось узнать, отличается ли его вкус от предыдущих … Поразило богатство груш – мелкие, средние, крупные, сочные, сладкие, кисловатые, жёлтые, оранжевые, красные … Забегая вперёд, скажу, что вечером ужина с костром не было – я просто объелся грушами и абрикосами, и вдобавок кукурузой и сразу завалился сразу спать, разложив палатку …

Проезжая поля, не смог остановиться и не сделать фото:

 

 

Вспомнилось первомайское поздравление:

 

Трактор в поле дыр-дыр-дыр, вы за мир и мы за мир!

Рюмку быстро наливай, выпивай за Первомай!

Здесь нальют и там нальют, ну какой тут нафиг труд?

Мир дрожит, а мы крепчаем, поздравляем с 1 мая!

Настроение приподнялось, и хотя солнце уже заходило, думал проехать ещё немного …

 

 

Скоро услышал привычное курлыканье – стая журавлей, кормилась на поле. Было уже сложно сделать фото, но чуть дальше, вышло сфотографировать одиноко сидящего гордого аиста:

 

 

 

 

Уже надо было найти место для отдыха. Сначала мне пригляделся лес возле села Обычев, но было ещё рано и я решил ещё проехаться. Но дальше найти место для ночлега оказалось проблемой – вокруг простирались бескрайние поля. Пришлось ехать дальше … Уже в сумерках я нашёл необходимое место возле старого болота. Вдалеке разносился шум мотора, пригляделся – жигуль загруз в песке, но не прошло и трёх минут, как машина благополучно выехала из ловушки, а я раскинул палатку и завалился спать.

 

День 5

9.30-22.00

125 км

окр. с. Толкачёвка–г. Прилуки–г. Пирятин–г. Лубны–окр. с. Солоница

 

Утро выдалось прохладное, поэтому встал поздно – не хотелось по холоду ехать. На небе ни облачка, ветра нет – видно день будет жарким. Сделал фото окрестностей ночёвки, умял оставшиеся запасы груш и продолжил поездку … Решил, что больше в этом году не съем ни одной груши. Таки я перестарался вчера с их дегустацией …

 

Уже многое приелось – поля, лесополосы, однообразные города и сёла, поэтому остановок для фото не делал. Тем более, что дорога была не очень качественной – и хотелось быстрее приехать к нормальной дороге, которую я надеялся встретить за Прилуками. Заинтерсовала такая вот нефтяная вышка:

 

 

Очередной город, не нашёл ничего примечательного. То ли плохое настроение от дорог, или действительно ничего интересного не было:

 

 

 

Такие вот остатки от старых советских времён:

 

 

И встреча такой вот «дороги» за городом. Это был полный абзац – по такому покрытию невозможно было ехать – постоянные удары на стыке плит и на латках. Вот так денёк выдался … От постоянных ударов начали болеть руки, спина. Но боевое настроение ещё оставалось, и я начал преодоление этого препятствия. Километр за километром … Скоро дорога чуть улучшилась, но всё-же была такой-же гадостной.

 

 

После уборки поля, у нас любят всё поджигать … Хотя сколько уже рассказывалось о вреде подпалов, но у нас всё по старинке:

 

 

 

Перед границей Черниговской и Полтавской области сделал привал – перекус, отдых и сон. Уж очень много сил забирали все эти разбитые дороги. Привал сделан под грушей, в тени которой я даже немного подремал … Вокруг поля и луга, тишина … на душе спокойно. Вспомнилась экспедиция в Харьковскую область к Северскому Донцу, где почти под такой грушей я так-же дремал … Жарко тогда было, конечно не так как в Казахстане, но было тяжело … Погрузившись в прошлое, снова задремал … Но нельзя расслабляться, пора.

Вот и Полтавская область и последний привет от Черниговщины:

 

 

Полтава становилась всё ближе и ближе, конечно Киев был поближе, но там мне делать было нечего … Был-бы я без снаряжения, налегке, приехал бы сегодня в Полтаву, но ничего – главное терпение ...

 

 

Вот и трасса Киев-Полтава … Качество вроде ничего. Выезжая на трассу, заметил прилавок с сувенирами. Хотел купить что-то на память, но ничего толкового не нашёл – было или очень дорого, или большое, или тяжёлое. Пришлось смириться и сделать только фотосессию. Благо продавец не стал запрещать делать фото … Некоторые фигурки оказались очень интересными:

 

 

 

 

Вот и трасса, и с радостью я разогнался, собираясь побольше сегодня проехать … Но попытки разогнаться были разбиты в пух и прах. С такими дорогами только врагов встречать. Это был тихий ужас. Всё оказалось плохо: дорога была разбита до ужаса – ямы, ухабы, криво проложенный асфальт и разделительные полосы. Сложно было представить сколько выпили работники укравтодора при укладке дороги. Вдобавок местами асфальт выдавливало из ям и он опасно нависал над дорогой, норовя попасть в колесо, так что его надо было объезжать. Здесь надо было смотреть назад – не едет ли фура, дабы проехать такое препятствие живым. Местами дорога то улучшалась, то ухудшалась и превращалась просто в жуткий асфальт посыпанный щебёнкой. Хотелось снова на трассу Киев-Брянск. Насколько по ней приятней ехать. Теперь аж не верилось, что есть такие хорошие дороги …

Когда ещё начали донимать фуры – настал полный абзац. Не обращая внимания, они вынуждали съезжать с дороги на обочину, на крупную щебёнку. Часть проезжала слишком близко, и лишь немногие – культурно объезжали. Надо было постоянно контролировать ситуацию сзади, да еще и фиксироать гибель животных на дорогах. Через пару часов такой езды сильно устал. Пребывая в постоянном напряжении – было тяжело дальше ехать. Но всё же пытался сделать интересные фото. Такая вот оригинальная заправка:

 

 

Издалека послышался страшный грохот – ехали комбайны «Бизон». С жутким грохотом и рёвом, еле ползли они по дороге. Сложно было поверить, что такая машина может производить столько шума. Может они сломаны? Быстрее поехал дальше от этого жуткого шума …

 

 

Дальше только езда и исследования. Фото почти не делал. Да и не было особо что-то фотографировать. Здесь было множество разных кафе, ларьков, машин с тоннами мёда, шашлычные, пирожки и прочее. Раньше я спокойно относился к шашлыкам, знал, что лучше самому приготовить – будет полезнее, вкуснее и дешевле. Теперь же хотелось купить эти сомнительного качества шашлыки, а вдобавок пирожки. Эх, видно изменился я в последнее время далеко не в лучшую сторону …

 

 

Время шло, появились Лубны – покружил немало я в этом городе. Абсолютно никаких указателей, только множество машин и уйма лежачих полицейских, хотя городок очень маленький, где-то с наш Тростянец. Ужас, мне-то было всё-равно, я быстро научился преодолевать эту гадость, а вот машинам приходилось несладко … В конце-концов выход был найден, и я устремился к трассе уже почти в сумерках … Удалось такие вот кадры сделать. Пришлось недосветить первые два кадра, чтобы добиться необходимой резкости, поэтому кажется что они сделаны ночью.

 

 

 

Дальше была попытка ехать дальше, но водители фур уже достали – если раньше они не обращали внимания на байк, то теперь некоторые игнорировали даже легковушки. Когда две фуры промчалось, занимая обе полосы – это было последней каплей. Хотя я прицепил фары, но меня игнорировали – часто приходилось выезжать на обочину. Найдя лесополосу, я попытался забраться подальше от дороги: шум от фур стоял жуткий … Устал сильно, хотелось просто заснуть. Место для ночлега нашёл довольно быстро, но заснуть долго не мог – хотя от трассы я отъехал далеко, но всё-равно было слышно гул от фур. Вдобавок, я не мог развести костёр – так меня было-бы хорошо видно с трассы, а я не хотел рисковать и проверять, сохранилась ли у меня хорошая реакция при самозащите, и достаточно ли отработаны все приёмы.

Настроение от сегодняшних событий было не очень. Наглые фуры, до невозможности разбитые дороги, езда по щебёнке на обочине ... Всё это вместе давило …

Вот именно в такие минуты думаешь зачем вырвался в такую поездку и хочется всё закинуть, повернуть назад … НО не дает упрямство, надеешься, что скоро эти неприятности закончатся и завтра день будет значительно лучше чем вчера. И так проходишь неблагоприятный участок, переносишь неприятности … И следующий день может быть еще хуже сегодняшнего, но ты надеешься на лучшее. В такие моменты крах будет той экспедиции, где есть нытик и холерик – он достанет всех участников группы своим нытьем … Одному ехать легче – здесь всё зависит только от тебя.

 

День 6

8.00-21.00

130 км

окр. с. Солоница–с. Вишняки–г. Хорол–р. Псел–с. Решетиловка–окр. с. Демидовка

 

После вчерашнего думал спокойно отдохнуть, но встал очень рано –ночью фуры почти перестали ездить, и я смог уснуть, но утром, снова начался невообразимый гул. Это был ужас, и сонный я быстро собрался и покатил. Умял опять пару качанов кукурузы … заодно и сделав наконец фото этого такого важного для моей экспедиции растения:

 

 

Однообразие сёл на трассе, одни только лесополосы и кукурузные поля приелись до ужаса. Казалось, что я кручусь на одном месте. Решение скоро было найдено – от трассы была дорога, ведущая через маленькое полтавское село. Класс!!! Такого я никогда не видел, я даже забыл сделать фото, пребывая в ошеломлении. Красиво, очень красиво всё было сделано – все дворы были очень похожи друг на друга, в каждом из них был маленький низенький заборчик, а за ним сад в 50-70 метров, и только потом – небольшой кирпичный одноэтажный домик, сараи и прочие пристройки, совсем небольших размеров, значительно меньше, чем у нас … В саду игрались дети, паслись куры, создавая невообразимый уют, очаровательную и спокойную атмосферу. Я только слышал о таких традициях на Полтавщине, и вот теперь всё увидел своими глазами, и был очарован. ПРЕЛЕСТЬ!!! Как жаль, что у нас подобного на Сумщине нет, всё застроят, все деревья вырубают, понастроят уродливые огромные дома … Эх, надо будет взяться и нарисовать по памяти эти очаровательные дворики …

Последнее фото этих интересных мест:

 

 

 

Дальше, снова к трассе … К сожалению, здесь старые традиции исчезли – были построены уродливые огромные дома, без садов … Эх, печально … Скоро показался Хорол – конечно от такого старого города ожидал интересных достопримечательностей …

 

 

Достопримечательности были найдены в одном из кафе возле дороги. Приколов там было великое множество, и полчаса я полностью посвятил фотографированию … Надеюсь, чуть-чуть веселее станет и у Вас на душе при просмотре этих фото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У дороги было множество других различных закусочных, гостиниц, баров, мотелей и прочих заведений. Конечно они все как правило выглядели однотипно, и подобных весёлых вывесок мне больше не повстречалось. Название как правило были следующие: «У тёщи», «У сестрички», «У Светочки», «У Юленьки» и т.д. и т.п. Зато какие запахи парили в воздухе … Хотелось остановиться, но осталось всего два-три дня экспедиции, лучше я приеду домой и приготовлю вкусные и полезные мясные блюда сам. С такими мыслями поехал дальше …

Вспомнился случай, когда в Карпатах, в длительном походе на высоте почти 2000 метров уминались российский военные консервы. В тот момент – то казалось самым изысканным деликатесом!!! … Такие моменты запоминаются на всю жизнь …

 

 

Река Хорол:

 

 

К ужасной дороге я уже привык, и уже спокойно катил … Старался найти интересные места, но по карте только возле Псла предполагались интересные пейзажи. Оставалось только быстрее доехать до долгожданной воды. Естественно, возле реки предполагалась остановка для купания. Время текло, всё ближе и ближе я ставал к реке, к воде … Вот и долгожданная река:

 

 

 

 

 

Перед мостом свернул к реке и начал искать место для остановки – ехал по тропинке через лес. После асфальта, раскалённого солнцем, такая дорожка было прямо отдыхом. Вдобавок скоро были найдены сочные и сладкие яблоки. КЛАСС!!! После сегодняшнего дня, после жары и усталости от разбитой дороги, такой отдых казался чем-то невероятным. Расслабился, спокойно покатил дальше – скоро выехал к небольшому селу, где весь берег реки был укрыт отдыхающими. Шум, гам, вопли, крики … нет, это совсем не то, что сейчас я хочу слышать. Повернул назад, и скоро остановился у берега в лесу. Зашёл в воду – но только дойдя до середины реки, удалось погрузиться с головой. Хе-хе, вот так лето, уровень воды в реке сильно упал. В воде увидел довольно много крупных окуней, эх сейчас бы удочку …

Из воды я долго не вылезал, но в конце-концов вылез, только постирать некоторую одежду и снова продолжил водные процедуры … КРАСОТА!!! Не понимаю людей, которые в длительных походах более недели могут игнорировать возможность покупаться в чистой и прохладной воде.

Вспомнились Карпаты, высота 1500 метров и горное озеро – несмотря на ледяную воду, я не мог упустить случай покупаться в его кристально чистой воде … С разгона я забежал в воду, подняв кучу брызг, вода оказалась ещё холодней чем думал, но вылезать не хотелось. Такое купание так взбодрило, так придало сил продолжить поход …

 

Ещё долго я купался, хотелось здесь остановиться на весь день, но через пару часов, вещи все высохли и я начал сбор. Одел вместо кроссовок шлёпанцы, и вместо штанов – шорты и так поехал дальше. Два дня назад, я так-же был легко одет, но сегодня, после купания, было ещё легче катить, несмотря на жару. По карте далее интересных мест не было, поэтому решил поднажать, чтобы успеть сегодня побольше проехать … Но всё-равно, останавливался делать фото:

 

 

 

Время уже было позднее, и близился вечер. Начались многочисленные балки – спуск-подъём, спуск-подъём … снова и снова. И чем ближе к вечеру, тем контрастней были ощущения в низине и на вершине балок. В низине было холодно и сыро, хотелось одеться потеплее, но как только забирался на вершину – то становилось аж жарко. Решил, что ночёвку надо делать обязательно на вершине балки – чтобы было теплее … Так было и решено, и я стал искать место для ночёвки. Уже проехал далеко не одну балку, но так нужное место и не нашёл. Уже скоро должны были настать сумерки, но нужное место так и не было найдено. Решил ещё проехаться, осилили пару спусков и подъёмов, и как по заказу, было найдено такое вот место:

 

 

 

Поляна была скрыта от посторонних глаз … Хотя палатку было видно некоторым фурам, но решил оставить всё как есть. Комаров не было, тепло, уютно … Жизнь хороша !!! Что оставалось – приготовить еду и ложиться отдыхать. Это было выполнено и скоро я громким храпом распугивал местную живность …

 

Мало знать теорию по организации длительных походов, необходимы полевые испытания. Тебя могут обучить всему необходимому, но останется самое сложное – научиться жить в дальних экспедициях, применять полученные знания.

 

День 7

8.30-21.00

120 км

окр. с. Демидовка–г. Полтава (изъездил вдоль и поперек, исследуя достопримечательности)–пгт Котельва–граница Сумской и Полтавской областей

 

Вот настал и следующий день путешествия. Как он пройдет – неизвестно. Но знаю одно – день будет совсем не похож на все предыдущие. Какая будет дорога, погода, настроение, встречи, события … Но о поездке думать еще рановато – еще надо перекусить, сложить палатку, укласть велорюкзак, а потом уже можно будет и катить. Солнце сегодня скрыто за облаками, прохладно – отличная погода. Через час уже закрутились колеса … День начат.

Шоссе продолжало удивлять своей гадостностью и в этот день, но привыкаешь ко многому, в том числе и к плохой дороге. Как и вчера, были многочисленные спуски и подъёмы. Но видно вчера хорошо отдохнул, поэтому ехал быстро, несмотря на немалый груз. Вдобавок прохлада придавала силы, и на очередном подъёме я обогнал грузовик, хотя это и был ЗиЛ, но всё равно почувствовал себя странно, сделав обгон этого транспорта.

И снова спуск и подъём. Конечно склоны не такие крутые, как возле Боромли в Сумской области, но всё-равно нагрузка была немалая. Но меня это не останавливало – бодро я катил по этой холмистой местности, успевая запечатлевать некоторые моменты …

 

 

 

На одном из поворотов к кукурузному полю, решил остановиться и взять пару кочанов, но там оказалась охрана, и мне пришлось делать вид, что я ищу нужную дорогу. На меня не отреагировали, и я спокойно покатил дальше. А вот и Полтава:

 

 

Осилив небольшой подъём, я наконец оказался в конечном пункте моей поездки. Хотя по исследованиям, не предполагалось заезжать в город, но упустить такой возможности я не мог … И как оказалось далеко не зря. Полтава поразила. Город вроде не такой и большой, но сколько же там достопримечательностей!!! И полдня было мало, чтобы просмотреть небольшую часть красот этого городка. Под конец я уже просто устал фотографировать здания, памятники, мемориалы, площади, клумбы и т.д. и т.п. Даже самая амбициозная фотомодель позавидовала такой фотосессии. Посмотрите эти фото и поймите уникальность этого маленького городка. Надеюсь, Вы не сильно устанете смотреть так много фото:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прикупив немного сувениров на память, ещё поездил по новостройкам – конечно высокоэтажки удивляли ужасным дизайном, но к сожалению таковы требования современности – из-за роста городов, надо строить вместительные и недорогие дома. Печально, что такие сооружения портили атмосферу Полтавы – этого старого и красивого города. Но ничего не поделать …

Время пробежало незаметно, и уже был почти вечер. Пора выезжать из этого городка … Покатил – меня ждал затяжной спуск к Ворскле … Пришлось поискать дороги, поспрашивать дорогу в Сумы у местных, но в конце-концов, я на крейсерской скорости устремился к Сумщине. На трассе практически не было машин – и это радовало. Уже так устал от скоростных трасс, от множества фур … Теперь можно было насладиться спокойной поездкой. Еду и хлеб закупил в Полтаве, оставалось только набрать воду – и в одном из сёл на трассе я затарился этим важным «продуктом». Дальше – всё больше и больше скорость, хотелось сегодня побольше проехать, ведь слишком уж я задержался, фотографируя достопримечательности Полтавы. Но ничего, видно я таки наверстаю упущенное – силы были и я летел … Дороги были сносными, ям немного – то что надо. Время бежало, а я так скорость и не сбрасывал и уже в сумерках подъехал к Котельве. Хотелось сегодня доехать до границы Сумской области, поэтому и в этом небольшом городке я не стал замедляться … Благо дороги здесь тоже были сносного качества, хотя приходилось объезжать некоторые сильно разбитые участки. С такими темпами обогнал мопед, вызвав тем самым немалое удивление водителя. Пролетел, таки успел – на горизонте виднелась сосновая посадка: граница Сумской и Полтавской областей. Начал искать место для ночёвки. Сначала я въехал в лес слева от дороги, но был атакован собаками, пришлось быстро отступать (собак оказалось не одна-две) и искать новое место. Скоро место было найдено, но всё было замуросено «культурными» туристами, вдобавок были какие-то непонятные запахи. Пришлось искать новое место. Уже прямо у знака «Сумская область» я сделал привал, перекусил и начал обдумывать, что делать. Дальше ехать не имеет смысла – я устал, а завтра мне надо преодолеть более 100 км, чтобы закончить поездку. Решено – остановлюсь на краю леса, справа от трассы. Начали донимать комары. заставив меня быстро собраться и раскинуть палатку на задуманном месте. Комары вампирили серъёзно, поэтому всё я сделал с удивительной быстротой. Когда всё было закончено, я решил сделать такой вот снимок.

 

 

Многие не поймут, что это за фото. Объясню – такой кадр выходит, когда заснять движущуюся машину в течение 5-10 секунд. Вот и выходит, что свет фар проходит белой линией через фото.

Комары меня окончательно достали и я завалился в палатку спать.

 

Время для экспедиций … Как часто, когда работы валом, и появляется просвет, немного свободного времени, мы часто не используем эту возможность … Думаем, что лучше отдохнуть, решить вопросы, посмотреть фильм сидя дома в четырех стенах … Вспоминаются недавние события, когда было время совершить поездки, но здоровье не позволяло. После тех событий, по-другому стал смотреть на своё свободное время … Даже когда Вы можете катастрофически завалены работой, помните, что есть у Вас и чего нельзя купить ни за какие деньги – здоровье. Будет здоровье – будет желание вырываться за город даже при самых сложных обстоятельствах.

 

 

День 8

7.30-20.30

125 км

граница Сумской и Полтавской областей–с. Хорол–г. Ахтырка–с. Боромля–Сумы

 

Вот и последний день экспедиции. На душе стало печально … Словно чувствуя моё состояние, пошёл дождь … Пока я собирался, дождь перестал, и я отправился:

 

 

На дороге повстречался такой вот дуб, полностью увешанный разноцветными ленточками – как оказалось, на удачу.

 

 

Очередное доказательство присутствия нефти в Украине:

 

 

Ахтырка … Три кадра на память:

 

 

 

Поразили продавцы Ахтырки – подъехав к одному из магазинов, решил прислонить ровер у входа. Но куда там – вылетела продавщица и начала кричать «Здесь велосипеды ставить нельзя, вон для них специальная стоянка!». Я посмотрел на стоянку и чуть не упал от смеха – на высоте в 20 см, были воткнуты стальные прутики, толщиной в 1 см. Немало надо было курнуть, чтобы такое сделать. Для дошкольного велосипеда «Гном» такая бы стоянка подошла-бы, но вот для возраста постарше – явно не хватало высоты. Может я не понял уникальную технологию, посмотрел на продавщицу – понял, что говорить ей что-то бесполезно и покатил дальше. Как они представляют туда ставить велики ума не приложу. Через 300 метров у дороги оказался киоск, где я хорошо затарился, причем купил очень классные конфеты :)

На спуске за городом стояли гаишники – вальяжно и с деловыми мордами ходили они у дороги. Да … сейчас их поведение еще больше усугубилось! Взятки достигнули заоблачных высот! Порадовался, что я не на машине, и быстрее покатил от этих «полосатых».

Скоро показался Литовский Бор, куда я закатил и на первой же поляне неспеша перекусил, а позже и задремал. Вокруг летали дятлы, часто характерно покрикивая – «кик-кик, кик-кик». Довольно шумные птички ... Вдалеке было слышно и иволгу, значительно было приятнее слышать её звуки – «флиу-ли-лиу» мелодично разносилось в лесу. Прокаркал парящий над лесом ворон – вот это действительно немелодичная птичка. На земле во множестве сновали муравьи – точнее рыжие лесные: этот вид занесен в Европейский Красный список, и в Западной Европе находится под строжайшей охраной, уж очень мало у них осталось этих муравьев. У нас же пока что этих перепончатокрылых во множестве, но надолго ли?

В обед была продолжена поездка по этому сосновому лесу – но несмотря на поиски, чего-то интересного, я здесь не нашёл. Одни только банальные виды … Но всё-же было интересно прокатиться по этим местам. Повстречал грибника с увесистым пакетом – не упустил случая сфотографировать самую крупную его находку. Итак, фото гриба и другие снимки этих мест:

 

 

 

 

Дальше – продолжение пути почти без остановок. Привычные места, где я уже бывал много раз. Лишь изредка останавливался сделать фото. После недели нагрузок, было не проблемой преодолеть крутые подъёмы в Тростянце и Боромле. Хотя здесь градус был побольше, но в предыдущие дни, я так закалился на многочисленных холмах перед Полтавой, что на горки почти залетал.

 

 

 

Я был ближе и ближе к Сумам. И останавливаться не хотелось. Но как пропустить вот такие красоты?

 

 

 

 

Перед Сумами лопнуло крепление багажника, но для его устранения понадобилось менее минуты – мелочь, но в который раз задумался о необходимости уменьшить вес снаряжения. Приеду домой – обдумаю. А сейчас – последний рывок и дома. Так скоро и было … Город меня встретил таким вот закатом:

 

 

Поездка закончилась … На душе стало печально … Было бы время и деньги – рванул бы еще дальше и подольше. Хотелось снова отправиться в поход ^__^ Но пока-что обстоятельства другие.

Итак, после довольно недавних событий я таки восстановился. В день проезжать 100 км – это норма. Можно конечно и больше, но тогда это просто будет гонка на километры, без возможности провести исследования животных и посмотреть достопримечательностей, хотя в один из дней я прокатил незаметно для себя 155 км, успев сделать всё запланированное. Закончив поездку, жалеешь, что время так быстро пробежало и хочется проехаться ещё … Организму необходимо давать передышку – раз в три-четыре дня (в зависимости от нагрузки для каждого по-разному …), но не лежать пластом в палатке полдня, а например неспеша исследовать лес, степь, город или другие красивые места. Важно питаться хорошо, не переедать, есть как можно более разнообразную пищу. Просто не представляю, как некоторые могут неделю давиться одними только макаронами с консервами. Через пару дней от такой стряпни на всю жизнь отворачивает и от макаронов, и от консерв.

Не забывайте следить за велосипедом – техника любит уход. Надо делать хотя-бы элементарное: смазывать цепь и при необходимости другие «запчасти» (втулки, педали …), также на наших дорогах от постоянной тряски гайки и шурупы откручиваются очень часто, поэтому берите побольше запасных.

 

Каждая экспедиция, особенно дальняя, меняет тебя, заставляет по-другому взглянуть на мир, ты станешь ценить то, на что раньше не обращал внимания.

 

… Страшнее смерть души, чем смерть тела …

Пересматривая сделанные фото, вижу ряд недоработок. Ещё многому надо учиться … Важно уметь видеть каждую недоработку ещё во время съемки, а не при просмотре на мониторе компьютера дома …

P.S. Благодарность велоклубу города Сумы, за помощь в настройке и подготовке велосипеда к экспедиции, Мавру за подаренный комплект важных велозапчастей, родным за постоянную помощь и понимание, и всем, кто прочтёт рассказ …

 

© 2010 В.Пархоменко

Украина, Сумы

e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript

096-507-8-502

096-856-1404

 

Комментарии  

 
+2 #1 Андрей 11.11.2010 19:52
Шикарная поездка. Вызывает чувство удивления, и, надо признать, ещё и зависти. Уважение и почёт победителю такого дальнего маршрута. Браво!
Цитировать
 
 
+4 #2 Светлана 01.01.2011 13:39
Очень понравились ваши фото! Молодец! Спасибо за положительные эмоции!
Цитировать
 
 
+2 #3 Светлана 01.01.2011 13:42
Фото супер! Спасибо за позитив!
Цитировать
 
 
+2 #4 Дмитрий М. 31.07.2011 21:57
Вы достойны УВАЖЕНИЯ !!!
Цитировать