Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Водный туризм ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С БАЙДАРКОЙ

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ОБРАЩЕНИЯ С БАЙДАРКОЙ

1. ПРАВИЛА   БЕЗОПАСНОГО  ОБРАЩЕНИЯ  С  БАЙДАРКОЙ

1.1.         Емкость непотопляемости  делается  из большого герметичного п\э кулька, помещённого в мешок с ручками. Внутрь   положите обе упаковки байдарок, поддуйте п\э кулёк до 30-35 л, завяжите с перегибом, далее свяжите ручки мешка и привяжите их шпагатом к носовому шпангоуту и не вынимайте  до конца похода. Вещи  защищайте от воды и привязывайте,  используя  для этого такие же кульки и мешки.  П\э накидку  держите перед собой под декой.  Чалку (1,5...2 м)  привязывайте к носовому шпангоуту,  т.к. ручка, или металлическая деталь на носу байдарки (если она есть) легко отрывается.

 

1.2.         Байдарка рассчитана на равномерную нагрузку, а это возможно, когда она находится на

плаву, поэтому загружать, садиться, выходить и разгружать байдарку нужно на глубине не менее 30см.  Касание  грунта днищем загруженной байдарки приводит  к поломке стрингеров со шпингалетами, штевня, кильсона. Возможны так же порезы оболочки ракушками и другими  острыми предметами. Топорик и костровые штыри возите в чехлах, чтобы они не прорвали оболочку.  Гребите  не касаясь веслом байдарки, иначе повредите оболочку. По этой же причине не давайте грести детям – весло для них ещё тяжёлое.  Переносите только пустую байдарку, иначе деформируете её так, что при разборке поломаете.

1.3.         Члены экипажа и вещи (по весу) размещаются так, чтобы при дрейфе дифферент на корму

был 5...10 см. В этом случае байдарка легко управляется и хорошо держит курс.  Чтоб не перевернуться при посадке, опускайте в байдарку сначала бёдра, а потом заносите в неё стопы в чистой обуви, иначе песок попадёт  в стыки и Вам будет трудно разобрать байдарку. Чтоб не перевернуться, выходя из байдарки, опирайтесь на весло, воткнутое вертикально в грунт. Становиться можно только на продольные балки кильсона. Не становитесь на стрингера и банки (поперечные пластинки на кильсоне), под вашим весом они  гнутся и ломаются.  Отчаливайте и причаливайте только против течения и вдоль берега, если поперёк берега носом заехать на сушу, то повредите штевень и кильсон. Интервал держите 15...50 м. Если меньше 15 м,  то можете не успеть отвернуть лодку от  препятствия  (бакен,  топляк,  завал,  расчёска) и  тогда  неприятности не избежать!  Если интервал более 50 м,  Вас не услышат, когда будете звать на помощь в аварийной ситуации, а случаи были.

2. СБОРКА  БАЙДАРКИ

Рассмотрите рисунки, это поможет Вам разобраться в названиях деталей.

2.1 Собирайте только под руководством опытного товарища, иначе возможна поломка.  Площадку  выбирайте ровную, без камней.  Проверьте подвижность шпингалетов и комплектность стрингеров. Помните, что только штевни  одинаковые, остальные детали  имеют одно место установки. Не развязывайте (чтоб не потерять), а сдвигайте повязку с  кронштейна на малых шпангоутах, она закрывает его острые края при транспортировке.

2.2. Носовой (без спинки) и кормовой (со спинкой) шпангоуты – малые. Ставьте их на штевни так, чтобы скобка-паз для фиксации верхнего стрингера была развёрнута в сторону этого стрингера. Далее, выберите из двух одинаковых по длине частей кильсона ту, что с круглым  отверстием (под мачту) и соедините её со штевнем, на который вы поставили шпангоут без спинки, это - носовая сборка. Вторую часть кильсона соедините со штевнем, на  котором шпангоут со спинкой, это - кормовая сборка. Всё выше изложенное  одинаково относится к

2-х  и к 3-х местн. Далее собираем 3-х м, с  указанием  различия. Для получения 3-х м кормовой сборки вставьте в неё среднюю часть кильсона. Установка больших шпангоутов редко обходится без ошибок, здесь обязательна помощь инструктора. В 3-х м  байд-ке три больших шпангоута: 2 – примерно равных и 1 – больше других на 4...5 см,  он  ставится в середину байдарки. 2 оставшихся в 2-х м и 3-х м  устанавливаются одинаково: шпангоут со спинкой ставится ближе к носу спинкой вперёд. Спинка на шпангоуте развёрнута правильно, когда большая часть её находится внутри шпангоута. Шпангоут без спинки ставится ближе к корме и разворачивается так, чтобы стрингера повторяли контур байдарки, иначе стыковка идёт с напряжением, на ходу крепёж кронштейнов срежется и байдарка  сломается.

2.4. Одевая оболочку не путайте нос с кормой: на корме в деке вырез широкий (50 см) под спинку, а на носу – узкий (10 см). Следите за тем, чтобы швы в носу  и в корме шли поверх стрингеров, иначе не оденете люверс, или порвёте оболочку ($200). Проверьте попадание штевней в металлические гнёзда в оболочке (если такие есть); заведите оболочку под кронштейны на носу и корме, после этого можно стыковать кильсон, пригласив инструктора.  При несоосности кильсон ломается!  Сочленённый кильсон придерживайте рукой пока не вставите первый болт, иначе возможна травма: оболочка упругая и  кильсон может «сыграть». Болты вставляйте с внутренней стороны кильсона, тогда гайки удобно закручивать и раскручивать. Вначале вставляйте те, что вставляются без труда, затем, изгибая кильсон в области стыка, получите  соосность отверстий и легко вставите остальные болты. Гайки закручивайте до упора, но рукой (не плоскогубцами), тогда при разборке не будет проблем.

2.5. Перед стыковкой шпингалетов разверните стрингера штырями внутрь байдарки, иначе они прорвут оболочку. Сведите до минимума зазоры между стрингерами Для смыкания стрингеров  допускается изгиб их в пределах упругой деформации. Стыкуются стрингера  только при их соосности с точностью 0,5 град., механический инструмент не применять! Как стыковать вручную - покажет инструктор.

2.6.  Фальшборт не собирайте, а только разложите весь на деке планкой внутрь (косой торец на корму),  затем частично соедините с носовым кронштейном 1й элемент фальшборта, далее вставьте деку до половины его длины, а теперь закрепите его полностью на носовом кронштейне. Подстыкуйте 2-й элемент и вставьте деку до половины его длины. Место стыка 1-го и 2-го элементов  соедините с кронштейном и  зафиксируйте «клювиком». И так продолжайте поэлементно до конца байдарки.

2.7. При стыковке вёсел на средники между фиксаторами проложите 2-3 см полоску п\э, чтобы лопатка  туго сидела. Иначе утонет если случайно нажмёте на фиксаторы (такое было).  Лопатки стыкуйте с разворотом 90 град., тогда они не «парусят»  при  ветре. Закройте сливные отверстия и  сдвиньте к лопатке отражатели, чтоб с весла вода не текла на Вас.

3. РАЗБОРКА   И   УПАКОВКА    БАЙДАРКИ

3.1. «Клювики» на фальшбортах легко открыть рукой, если при этом кулаком постукивать по фальшборту. Плоскогубцами клювик сломаете!   Для расстыковки стрингеров пользуйтесь шпагатом, переброшенным через шпангоут и перчатками, тогда не пораните пальцы. Механический инструмент не применять, соосность  достигается вручную.

3.2. Шпангоуты вынимайте без фанатизма, фиксаторы дюралевые, легко срезаются.  Болты кильсона (6 шт) там и оставьте. Ещё 2, (крепившие шпангоуты к штевням) – в шпангоутах и надвиньте на них  повязки. Все гайки  закрутите до упора, иначе они  потеряются.

3.3.Тщательно вытрите оболочку от песка и влаги, просушите и сложите чистую и сухую оболочку вчетверо поперёк, затем  6 раз вдоль и поместите в прочный мешок с ручками.  В П\Э кулёк прятать нельзя, т.к. влага в швах не высохнет,  и грибок испортит оболочку.

3.4.Вылейте из лопаток воду и оставьте открытыми отверстия для контроля.

3.5.Разложите на упаковке (для проверки) все детали, сгруппировав  по длине.

3.6.Сложите в «карандаш»: кильсон, средники вёсел, стрингера, фальшборт и штевни.

3.7. Остальное  складывается  в такой последовательности:  сиденья, сверху - оболочку, на неё – фартук, затем шпангоуты (малые с раздвижкой, кронштейнами вниз), поверх всего – лопатки вёсел. Зашнуруйте упаковку без натяжения и поправьте лопатки и шпангоуты с тем, чтобы  их края  не прорвали упаковку при транспортировке. Затяните шнуровку и крепко завяжите.