Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Почта

(от новолат. posta, сокращено из statio posita — станция с переменными лошадьми) — государственное установление для пересылки между определенными местностями и по установленной таксе писем, произведений печати, товарных проб, посылок, денежных сумм, а в некоторых государствах — и для перевозки пассажиров на лошадях (там, где нет железных дорог).

Потребность в получении известий из других местностей и стран восходит к глубокой древности и первоначально удовлетворялась через посредство гонцов, которые приносили сообщения, как устные, так и письменные или облеченные в символическую форму. Ассирийская легенда повествует о гонцах, которые разносили повеления Семирамиды по всем краям ее царства. В Египте в эпоху XII династии существовали профессиональные гонцы, которые развозили царские приказы вплоть до Азии. В Персидской монархии учреждены были ангары; в Греции правительства имели в своем распоряжении пеших посланцев. В римской республике для правительственных и частных целей существовали гонцы (cursores, statores, позднее viatores и tabellarii, от tabella — дощечка для письма), а также частные предприниматели, отдававшие в наймы повозки и вьючный скот (cisiarii и jumentarii); их коллегии объединялись в одну корпорацию. При Августе возникла римская государственная П. (cursus publicus). В более крупных центрах учреждены были станции (maosiones, позднее stationes), которые служили для отдыха и ночевки путешествующих и обыкновенно отстояли одна от другой на день пути. Между каждыми двумя mansiones устроены были 6 — 8 mutationes для перемены лошадей. Спешные пакеты пересылались через конных курьеров (veredarii), путешествующие перевозились в легких повозках (rheda), разного рода кладь — в телегах (clabularia). Пользование государственной почтой разрешалось лишь в государственных целях и определенным должностным лицам. В спешных случаях целые военные отряды перевозились средствами cursus publicus. В виде исключения и на основании особых разрешений (diplomata, evectiones, tractoriae) государственной П. могли пользоваться и другие лица, путешествующие чиновники, особенно ветераны, а впоследствии — церковнослужители, что подавало повод к различным злоупотреблениям. Главное заведование государственной П. было сосредоточено в руках одного из высших государственных чинов сначала praefectus: praetorio, со времени Константина — magister officiorum; управление ею в провинциях принадлежало наместникам, при которых для заведования технической частью П. состояли специальные prefecti vehiculorum, позднее — procuratores cursus publici. Поставка лошадей и др. средств передвижения составляла натуральную повинность окрестного населения, на которое содержание П. ложилось крайне тяжким бременем. Хотя деятельность римской государственной П. и ограничивалась правительственными надобностями, но она имела крупное значение. Благодаря превосходной сети дорог, безопасности и порядку сообщений, а также обширной переписке гражданских и военных властей, на станциях государственной П. развилось необычайно оживленное, движение; расстояния от Британии до Кавказа и от устья Рейна до Ливийской пустыни могли быть преодолеваемы в сравнительно краткие сроки. Если Цезарь, пользуясь переменными частными лошадьми, мог делать 100 миль в день, то Тиверий, с помощью cursus publicus проезжал в день расстояние вдвое большее. Из важнейших провинций известия получались в Риме ежедневно. На станциях более оживленных дорог содержалось по 20 — 40 упряжных лошадей и мулов. Организация эта продержалась до падения западно-римской империи. Карл Великий и его преемники не сделали серьезных попыток к восстановлению римской государственной П.; учреждение гонцов, существовавшее при Каролингах, примыкало к народному делению на марки и, при быстром распадении монархии, не получило широкого развития. В мусульманском халифате возникла, в VII ст., правильная П., услугами которой, в ограниченных размерах, могли пользоваться и частные лица. В средневековой Европе, при раздробленности госуд. власти, пересылку известий принимали на себя, главным образом, отдельные духовные и светские корпорации. В обмене мыслей всего более нуждалась тогда церковь, как потому, что ее устройство покоилось на начале централизации, так и потому, что в течение долгого времени она являлась единственной носительницей умственной жизни народов. Архивы церковных учреждений и регесты римской курии свидетельствуют, что еще в самом начале средних веков происходил оживленный обмен посланий между главой католической иерархии и членами ее; но на существование специально церковного института гонцов или курьеров нет указаний. Лишь между многочисленными разветвлениями духовных орденов поддерживались правильные сношения, через посредство странствующих монахов. В землях немецкого ордена для этой цели возникла специальная администрация и учреждены были станции для перемены лошадей. При университетах, куда учащиеся стекались из самых различных стран, также образовались корпорации профессиональных гонцов, пользовавшиеся разными привилегиями. В XII — ХIII ст. славились гонцы Университетов в Болонье, Салерно, Неаполе, Монпелье, Тулузе, позднее — гонцы Парижского университета. Цех мясников, совершавших для своих закупок обширные путешествия, принимал на себя, по соглашению с городами и купеческими гильдиями, перевозку писем и посылок. В некоторых городах южной Германии это вменено было цеху мясников в обязанность, взамен чего он освобождался от общинных повинностей. Таким образом образовалась так назыв. "П. мясников" (Metzger-Post), просуществовавшая до конца XVII ст. и местами получившая значение государственного установления (в Вюртемберге). С развитием городских вольностей, одним из важнейших средств сообщения в средние века явился институт городских гонцов, который с XIV ст. существовал почти повсеместно, но особое развитие получил в крупных торговых центрах Германии и Италии. Из многочисленных дошедших до нас регламентов городским гонцам (в Кельне, Майнце, Нордгаузене — ХIV ст., в Страссбурге — 1443 г., в Аугсбурге — 1552 г., в Бреславле — 1573 г. и т. д.) видно, что они состояли в ведении городского совета, которому под присягой обязывались подчиняться; они не получали жалованья ни от общины, ни от отдельных корпораций или купеческих гильдий; выступая из города в определенные дни, они, верхом или пешком, в установленные сроки, доставляли по назначению корреспонденцию городского управления, равно как и письма и посылки горожан, с которых взимали плату по таксе. Прочное и широкое развитие институт городских гонцов получил благодаря союзам городов на Рейне и в Нижней Германии. Гонцы рейнского городского союза поддерживали правильные сообщения от Кельна и Майнца через Франкфурт в Нюрнберг. Своей точностью в соблюдении сроков славились гонцы ганзейских городов, поддерживавшие сообщения между Гамбургом, Бременом, Амстердамом и Антверпеном, а также на восток через Штеттин, Данциг и Кенигсберг вплоть до Риги. В южн. Германии первое место занимали гонцы Аугсбурга; помимо линий на Нюрнберг (трижды в неделю), Линдау и Регенсбург, они поддерживали сообщения с Италией; в Венецию они прибывали через Бреннер в восемь дней. Современная централизованная П. зарождается с усилением государственной власти. Во Франции Людовик XI эдиктом 19 июня 1464 г. учредил королевских курьеров (maitres coureurs royaux). По всем его владениям раскинута была сеть станций для перемены лошадей; во главе всей организации стоял grand maitre. Эта П. предназначалась исключительно для надобностей правительства; королевским курьерам, под страхом смертной казни, воспрещено было исполнять поручения частных лиц. В патенте Карла VIII от 27 янв. 1487 г. королевские курьеры названы chevaucheurs en postes. Вскоре после того не только во Франции, но и в Германии и Италии названием почты стали означать всю совокупность установлений, которые учреждались государством или под контролем государства для пересылки как правительственной, так и частной корреспонденции и для перевозки пассажиров. Первый опыт организации П. в этом смысле слова на широких международных началах сделан был членами рода Таксис из Бергамо, принявшими на себя поддержку сообщений между габсбургскими владениями. В 1500 году Францу фон Таксис присвоен был титул capitaine et maistre des postes в Нидерландах и Бургундии. По договору, заключенному в 1504 г. с королем Филиппом Красивым, Франц фон Таксис обязался учредить и содержать П. между Нидерландами и дворами императора и королей французского и испанского. Эта организация, имевшая сначала весьма скромные размеры, — на каждой станции содержалось по одной лишь лошади — была в 1516 г. значительно расширена: почтовые линии для соединения с габсбургскими владениями в Италии были продолжены до Рима и Неаполя, число лошадей на каждой станции доведено до двух, а сроки перевозки П. сокращены. Курьеры учрежденной Таксисами П. пробегали расстояние от Брюсселя в Париж летом в 36, зимой — в 40 часов, в Лион — в 3,5 и 4 дня, в Бургос — в 7 и 8, в Инсбрук — в 5 и 6, в Рим в 10,5 — 12 дней. В договоре 1516 г. было оговорено, что должностные лица перевозятся по П. за половинную плату, откуда (равно как и из других указаний) можно с уверенностью заключить, что организованная Таксисами почта хотя и предназначалась, главным образом, для надобностей королевской службы, но с самого начала была открыта и для пользования частных лиц. Возведенный в 1520 г. императором Карлом V в звание "chief et maistre general de noz postes par tous noz royaumes, pays et seigneuries", Иоанн Баптист фон Таксис явился основателем "почтовой династии Таксисов", отдельные ветви которой, действуя в Нидерландах, Испании и Германии, оказали большие услуги в деле развития почтовых сообщений. Основная почтовая линия Брюссель — Вена — Италия была вскоре расширена ветвями на Париж и южную Францию и почтовыми сообщениями между Нюрнбергом, Франкфуртом на Майне и Шафгаузеном; на севере П. Таксисов доходила до Гамбурга. Несмотря на свое испано-нидерландское происхождение, П. Таксисов, благодаря отношениям основателей ее к германскому императорскому дому, пустила особенно прочные корни в Германии. В 1595 г. имп. Рудольф II включил звание ген.-почтмейстера, которое носили Таксисы, в число имперских должностей; в 1615 г. имп. Матфий признал это звание наследственным в роде Таксисов, который в 1686 г. был причислен к имперским княжеским родам и предъявлял притязания на исключительное право содержать П. в пределах Германии. Эти притязания встречались с непреодолимыми препятствиями. Прежде всего П. Таксисов, которая с самого начала содержалась на их собственные средства и страх, неизменно сохраняла характер частного предприятия. Хотя императоры и возвели ее на степень имперского установления, но в противоречии с этим стоял тот факт, что в наследственных своих землях сами императоры упразднили эту П., заменив ее государственной. Остальные государи Германии стремились к учреждению в своих владениях собственной правительственной П. и в императорских привилегиях дому Таксисов усматривали посягательства на свои верховные права. С ослаблением имперской власти, почта Таксисов могла удержаться лишь в более мелких южно- и среднегерманских государствах; здесь она существовала до упразднения империи, а союзным актом 1815 г. была восстановлена, причем за отдельными правительствами признано было право выкупать почтовую монополию дома Таксис. Когда, в начале 1867 г., дом Таксисов за вознаграждение в 3 млн. талеров отказался от своих притязаний в пользу Пруссии, почтовая территория его обнимала еще 17 германских государств. Идея почтовой регалии, т. е. исключительного права правительства содержать в пределах государственной территории почтовые учреждения, впервые выдвинута была в конце XVI стол., а в XVII стол. стала проводиться в жизни. Первым из германских государей, учредившим правительственную П. и признавшим за ней характер монополии, был великий курфюрст Фридрих-Вильгельм (1646). Его примеру последовали другие значительные имперские чины. Тогда же содержание П. стали рассматривать не только как право, но и как обязанность правительств. Уже в начале XVIII стол. были государственные деятели (напр., Фридрих-Вильгельм I в Пруссии), которые отрешнлись от фискальных воззрений на П. и видели ее задачу в удешевлении почтовых тарифов и возможно большей доступности почтовых сообщений для населения. В отличие от Франции, где пересылка писем (poste aux lettres) была объявлена казенной монополией, но наряду с правительственной П. стояли частные предприятия по перевозке пассажиров (messageries), в более крупных германских государствах деятельность правительственной П. обнимала как пересылку писем и товаров, так и перевозку пассажиров. Целесообразной организацией славилась правительственная П. Саксонии, Браунуншвейг-Ганновера, Гессена, особенно же Бранденбург-Пруссии. По главной прусской линии Клеве — Мемель П. с 1655 г. отходила дважды в неделю; из Кенигсберга в Берлин она прибывала в 4 дня, из Кенигсберга в Клеве — в 10 дней. Это была быстрота для того времени необыкновенная. Помимо ветвей на Гамбург, Штеттин, Лейпциг и Бреславль, почтовые сообщения поддерживались на западе с Голландией, на востоке — с Варшавой и шведской почтой в Риге. В деле перевозки пассажиров Пруссия, однако, уже в конце XVIII в. превзойдена была странами с более благоустроенными дорогами. Тем более поразил современников успех, достигнутый Пруссией в 1821 г., когда были учреждены так наз. Nagler'sche Schuellposteh, с удобными для путешествуюших экипажами. Коренной переворот в почтовом деле вызван был распространением железных дорог и пароходства. Путем сочетания железнодорожных и пароходных линий открылась возможность установления правильных почтовых сообщений между самыми отдаленными странами. Первый опыт в этом направлении сделан был в 1835 г. состоявшим на английской службе лейтенантом Th. Waghorn'ом, организовавшим англо-индийскую П., которая на пароходах перевозилась из Марселя в Александрию, оттуда сначала по каналу Махмудиэ, а впоследствии по железной дороге в Суэц, затем снова пароходами доставлялась в Бомбей и Калькутту; ныне эта П. через туннель Мон-Сени доставляется в Бриндизи, откуда почтовыми пароходами прямо перевозится через Суэцский канал в Индию и страны Дальнего Востока. Благодаря согласованию времени прихода атлантических пароходов с поездами Тихоокеанской жел. дор. в Сев. Америке, а этих последних — с исходящими из Ванкувера и С.-Франциско пароходными линиями, получается в настоящее время возможность переслать письмо из Европы в Японию в 30 — 35 дней; будучи немедленно отправлено из Японии дальше (на Индию), такое письмо может совершить кругосветное путешествие в 85 дней. В ближайшем будущем, с завершением Великой Сибирской жел. дороги, путешествие из Европы в Японию сократится дней на шесть, и письмо обойдет земной, шар менее чем в 80 дней. По мере того как сеть железных дорог расширяется и разветвляется, а число ежедневных поездов увеличивается, возрастает и число П., ежедневно приходящих и отходящих в данной местности. К этому присоединяются улучшения, вводимые в организацию самого почтового дела устройством, напр., сельской почты, установлением дешевой и единообразной почтовой таксы, введением целого ряда новых почтовых операций. В телеграфе П. находит могущественное содействие и завершение, вследствие чего все почти государства, по примеру Германии, объединили почтовое дело с телеграфным, к большой выгоде для обоих ведомств. Наконец, международные почтовые сношения находят себе прочную почву и гарантию в организации всемирного почтового союза, охватывающего ныне все культурные страны.

В России правительственные приказания передавались сначала в города и войскам особыми гонцами; впоследствии некоторым городам и деревням было вменено в обязанность содержать для этой цели положенное число лошадей и ямщиков, т. е. были устроены почтовые станции. Еще позже для пересылки казенных бумаг, а также частных писем, было установлено срочное движение. За известную плату правительство стало передавать право пользования лошадьми, предназначавшимися для казенных гонцов, и частным людям, представлявшим данную от правительства на проезд грамоту. На развитие почтовых сношений на Руси имело отчасти влияние и господство татар, которые еще в Азии устраивали для гонцов и послов особые станы, куда окрестные жители должны были доставлять лошадей и продовольствие; сами слова "ям" и "ямщик" — татарские; первое происходит от "дзям", дорога, второе от — "ям-чи", проводник. Ямы, или ямщичьи стойки, размножились в XVI в.; в ХVII в. Архангельск, Новгород, Псков, Смоленск, Нижний Новгород и северские города, а позднее и украинские, были соединены ямами с Москвой. В ямщики поступали охочие люди, селившиеся особыми слободами; они зачислялись в разряд людей служилых. Царь Михаил Федорович завел особый "Ямской приказ", начальником которого был сделан квязь Пожарский; он заведовал ямщиками, проверял гонебные книги, выдавал подорожные, а также ведал и почтовую часть, которая первоначально была в неразрывной связи с ямской. Подорожные грамоты стали появляться уже в XV в.; древнейшая из них относится к 1493 г. Ямская езда была весьма дешева; за 10 или даже 20 верст платили не более 6 денег. Расстояния ямов от Москвы были перечислены в поверстной книге. Ездили так быстро, что один из служителей барона Герберштейна приехал из Новгорода в Москву в 52 часа. В 1666 г. была устроена, по почину боярина Ордына-Нащокина, П. для пересылки государственных бумаг и частной переписки торговых людей. Частный предприниматель по устройству П, Иван фан Сведен, предложил доставлять через каждые две недели в приказ тайных дел, на своих лошадях и своими людьми, ведомости из-аа границы через Ригу, а затем устроит П. в Вильно, через Новгород и Курляндию. В 1668 г. П. от фан Сведена перешла в ведение иноземца Леонтия Марселиса, с тем, чтобы П. быть через Смоленск на Вильно; такое направление П. было обусловлено договором с Польшей, по которому постановлено было учредить, вместо гонцов, правильную П. от места пребывания короля до польского Кодина (на границе), а с другой стороны от Москвы, через Смоленск, до мст. Мигновичи, лежащего близ Кодина. Эта П. имела значение международной, но затем на тех же основаниях была учреждена и внутренняя П.: устроены были четыре почтовые тракта, со срочным по ним движением в указанные дни, даже и тогда, когда возить было нечего. Первые П. отправлялись раз в неделю и употребляли на путь в Ригу 11 дней, до Гамбурга через Ригу 23 дня, а через Смоленск и Вильно — 21 день. По этой П. взимался весовой сбор в размере: 6 коп. с золотника в Новгород, в Псков — 8 коп., в Ригу — 30 коп., в Берлин — 25 коп. От сына Леонтия Марселиса, Петра, П. в 1675 г была передана переводчику посольского приказа Андрею Виниусу; при последнем было приказано возить П. с такой исправностью, чтобы ямщики в положенный час ждали у назначенного для того стана. В 1690 г. было приказано вскрывать в Смоленске все письма, отправляемые за границу. В 1696 г., по просьбе английских и голландских купцов, учреждена была П. от Москвы до Архангельска; в то же время введены были точные отметки на станциях о времени прохода П. Петр I закрепил ямщиков в их звании, но вместе с тем принял меры против неплатежа служилыми людьми прогонных денег: в подорожных означалось, кто от какого приказа послан и сколько должен платить на каждом яму прогонов; в то же время было запрещено давать лошадей по воеводским и каким другим грамотам; поэтому и поныне подорожные выдаются "по указу его императорского величества". В 1700 г. состоялся указ об учреждении П. от Москвы до Воронежа; П. эту велено было гнать в указные числа и часы от города до города не ямщикам, а посадским людям; за малейшее замедление указ грозил смертной казнью. В 1701 г. заграничная П. перешла от Виниуса в ведение переводчика посольского приказа Петра Шафирова, на прежнем коммерческом основании; государевы приказы и всякие государственные дела пересылались бесплатно. С основанием Петербурга к нему был проложен новый тракт от Новгорода. Тогда же была устроена почта из Москвы на юг до Белой Церкви; почтари в ней, ездившие верхом, были определены как бы рекрутским набором; эта почта была первой, устроенной вне ведения ямского приказа, и подчинена была приказу Малой России. В это же время было установлено несколько новых трактов и состоялся указ об обратном водворении в ямах тех ямщиков, которые, уйдя оттуда, поселились в посадах и стали заниматься промыслами и торговлей. В 1711 г. была установлена поверстная такса за почтовых лошадей — по деньге за версту. В том же году ямской приказ был упразднен и учреждено было ямское повытье под ведением "в Московской губернии управителя"; но вскоре приказ был восстановлен. При учреждении сената заведование П. и ямской гоньбой перешло к нему; только иностранная П. осталась в ведении посольского приказа, под надзором Шафирова. Вследствие увеличившихся сношений с СПб. была учреждена обыкновенная П. из СПб. в Москву, ездившая два раза в неделю, а также были устроены ямы, в которые были выбраны лучшие "семьянистые лошадные люди". В 1717 г. подводы были разделены на почтовыя и ямские; и те, и другие разрешено было брать частным лицам с двойной платой против проезжих по казенной надобности. В 1719 г. повелено было провести из СПб. ординарную П. до всех "знатных" городов; П. должна была ходить, смотря по важности городов, один или два раза в неделю, исключительно для посылки указов и казенных бумаг. В 1722 г. была учреждена должность генерал-П.-директора. В 1728 г. в России были 4 почтовые конторы, которыми заведовали немцы, а также центральное управление всеми П., под названием "General-Post-Amt". В 1724 г. была учреждена и в Сибири П., которая отправлялась один раз в месяц. В 1727 г. во главе почтового ведомства стал вице-канцлер Остерман; при нем была уменьшена почти втрое такса за письма, отправляемые от СПб. до Мемеля, и устроен был прямой (помимо Москвы) почт. тракт от СПб. до Архангельска. При Анне Иоанновне состоялись указы о неотягощении лошадей тяжестью свыше 10 пуд., об учреждении тележной П., о прибавке лошадей на станциях; запрещено было непристойно ругать почтовых управителей или служителей; все эти меры относились, впрочем, лишь к Лифляндии. В 1731 г. запрещено было пересылать из Астрахани П. сухим путем, по опасности от тамошних "ветреных народов". Походы Миниха в Крым вызвали улучшение почтовых сообщений и учреждение новых. В 1740 г. состоялся указ об устройстве П. во всех губерниях и провинциях, с тем, чтобы "способы к пересылке писем всякому свободны были". При вступлении на престол императрипы Елизаветы, П. были отданы в ведение канцлера кн. Черкасского, а затем вице-канцлера Бестужева-Рюмина. При нем продолжались жалобы ямщиков на притеснения; правительство старалось ограничивать число бланок на проезд без платежа прогонов. Для привоза из Астрахани фруктов к высочайшему столу была устроена "фруктовая" П. — от Москвы до Царицына сухопутная, а от Царицына до Астрахани судоходная. В 1744 г. учреждено было в Финляндии 7 почтовых станций. В середине прошлого столетия протяжение всех почтовых путей в России доходило до 16434 в., не включая трактов из СПб. до Москвы и до Смоленска. Почтовые дороги при Елизавете и позднее были крайне дурны; П. из Москвы приходили в СПб. на тринадцатый и даже на четырнадцатый день; на этом тракте, "ради многой гоньбы и измеможения ямщиков", был установлен платеж двойных прогонов. Почтовые порядки также отличались прежним расстройством. В это время были устроены на станциях почтовые дворы, как гостиницы с трактирами. Существенные улучшения по почтовой части начались лишь при Екатерине II, со времени вступления в управление П. графа Безбородко (1781); почтовый департамент был поставлен под непосредственное ведение сената. В 1782 г. состоялись указы о составлении примерной почтовой карты всех дорог и об отправлении П. из СПб. в Москву и обратно 2 раза в неделю, с разделением на легкую и тяжелую, об обязанностях почтамта и других мест и лиц при отправлении почты и о правилах выдачи подорожных на почтовых лошадей. В 1783 г. был установлен страховой 1/2% сбор с пересылаемых по П. золотой и соребряной монеты и ассигнаций; тогда же была установлена единообразная поверстная такса за доставление писем и посылок: с каждого письма в 1 лот или 3 зол. на 100 в. по 2 коп., а меньше 100 в. — по 1 коп. Обыватели некоторых губерний были освобождены от почтовой повинности и обложены особым денежным сбором; разрешено было содержать станции частным лицам, с правом пользоваться прогонными деньгами. В 1781 г. было всего три почтамта (в СПб., Москве и Риге) и 73 почт. конторы; при Безбородко вновь учреждены два почтамта (в Чернигове и Ольвиополе) и 22 конторы. Почтовые учреждения были поставлены в иерархическую подчиненность одни другим: высшими органами были почтамты, им непосредственно были подчинены губернские почтмейстеры, a губернским почтмейстерам — уездные; низшую ступень местного почтового управления составляли почтовые станции, заменившие собой прежние ямы. Для сношений с иностранными государствами были установлены новые почтовые тракты в Константинополь и Вену и восстановлен почтовый тракт из Риги через Митаву до Мемеля и Варшавы. Почтовые доходы значительно возросли: так, при Петре I они равнялись средним числом 16000 руб. в год; затем в одном С.-Петербургском почтамте годового сбора было В 1745 г. — 121000 руб., в 1782 г. — 13900 руб., в 1784 г. — 211000 руб. В начале царствования имп. Александра I почтовым департаментом называлось все почтовое ведомство, со всеми входившими в его состав учреждениями, как центральными, так и местными; высшее управление почтами сосредоточивалось в лице главного директора почт и в главном почтовом правлении, устроенном по образцу прочих государственных коллегий. При учреждении министерств (1802), почтовое ведомство было присоединено к министерству внутренних дел, но лишь номинально: именные указы по-прежнему давались главному директору П., Трощинскому, и им же представлялись всеподданнейшие доклады. Лишь в 1806 г., по увольнении Трощинского, почтовое ведомство было фактически присоединено к министерству и разделено на департамент и главное почтовое управление (коллегия). По учреждению министерств 1810 г., главное почтовое управление было преобразовано в почтовый департамент министерства внутреннях дел; в том же году последовало распоряжение о причислении всех почтовых доходов к рессурсам казны и о принятии всех расходов почтового ведомства на счет государственного казначейства. Ко времени передачи в министерство внутренних дел почтового ведомства, в нем состояло: почтамтов — 7, почтовых контор: пограничная (дубосарская) — 1, губернских — 44, городовых — 111; почтовых экспедиций: городовых — 225, уездных — 201; всех почтовых чинов было 1627, нижних канцелярских служителей — 684, почтальонов и станционных смотрителей — 2649. В 1830 г. было учреждено главное управление почт, поставленное наряду с министерствами. Главное управление почт составляли главноначальствующий и почтовый департамент; при главноначальствующем состоял почтовый совет. Губернские почтамты были упразднены, кроме петербургского и московского; все прочие почтовые учреждения были разделены на 11 почтовых округов, с окружными почт-инспекторами во главе; губернские, областные, пограничные и заграничные почтовые конторы поступили в непосредственное заведование почтового департамента; уездные почтовые конторы подчинены губернским. Губернские и областные конторы были разделены на 3 класса, уездные — на 4, пограничные — на 2; во главе всех контор поставлены почтмейстеры; в незначительных местностях Сибири, а также в Атаках (Бессараб. обл.), оставлены почтовые отделения (состоявшие из письмоводителя и почтальона). Позже было образовано еще два почтовых округа, для Закавказского края и Царства Польского. В 1853 г. почтовые округа и должности почт-инспекторов были упразднены; остались лишь три округа — сибирский, Царства Польского и кавказский и закавказский; в прочих местностях из каждой губернии образован самостоятельный округ, состоявший в ведении управляющего почтовой частью в губернии. Впоследствии (1867 г.) на управляющего почтовой частью в губернии возложено было и непосредственное заведование почтовым делом в губернской почтовой конторе; должность губернского почтмейстера была упразднена. В царствование Николая I понижены и упрощены таксы весового и страхового сбора, введены штемпельные конверты (1848), организована газетная операция, положено начало устройству городских почт, введены новые системы содержания почтовых станций и новые способы перевозки П. в почтовых экипажах, по железным дорогам и на пароходах. В 1830 г. было составлено положение об устройстве почтовой части, не вошедшее в Свод Законов 1832 и 1842 гг. Позднейший свод почтовых постановлений, получивший наименование Почтового Устава 1857 года, вошел в 1 ч. XII т. Св. Законов. Размеры почтовой корреспонденции увеличились с 5 млн. пересланных писем в 1825 г. до 27 миллиоюнов в 1850 г. В 1865 г. главное управление П. было преобразовано в министерство П. и телеграфов, просуществовавшее до 1868 г., когда предметы его ведомства были вверены министерству внутренних дел, по почтовому департаменту. В 1880 г. департаменты почтовый и духовных дел иностранных исповеданий были выделены из министерства внутренних дел и составили особое министерство; но уже в марте 1881 г. оно было упразднено и составлявшие его департаменты возвращены в министерство внутренних дел. В 1884 г. в составе министерства образовано главное управление П. и телеграфов, причем почтовое и телеграфное ведомства объединены. При начальнике главн. управления, под его председательством, состоит общее присутствие; его ведению подлежат производство торгов. дела о последствиях торгов и рассмотрение вопросов особой важности. Для рассмотрения технических вопросов при главном управлении состоит, под председательством одного из помощников начальника главного управления, технический комитет. При главном управлении учреждены, далее, отдел приема и рассылки знаков почтовой оплаты и главное депо почтово-телеграфных материалов. Высшая распорядительная власть по почтовой части сосредоточена в руках министра внутренних дел, которому, между прочим, предоставлено: 1) учреждать, закрывать и переносить из одного разряда в другой почтовые места; 2) разрешать ход почт; 3) определять число нижних почтовых служителей и их оклады, не выходя из общей суммы, назначенной на этот предмет по смете; 4) делать изменения в операциях, таксах и т. д. почтового ведомства, а также преобразовывать местные почтовые и телеграфные учреждения на началах возможного объединения их и сокращения числа должностей По закону 28 мая 1885 г. для заведования на местах почтовой и телеграфной частями учреждены почтово-телеграфные округа первого и второго разрядов, числом 35; только почтовые учреждения С.-Петербурга, Москвы, Варшавы и Одессы состоят в непосредственном ведении главного управления. В Петербурге и Москве оставлены почтамты, управляемые почт-директорами. На начальников округов перенесены права и обязанности управлявших почтовой частью в губерниях, за исключением лишь непосредственного заведования почтовым делом в губернских почтовых конторах; таким образом им принадлежит власть надзирающая и распорядительная. Для приема и передачи корреспонденции учреждены в городах и др. населенных местностях почтово-телеграфные конторы (6 разрядов), почтово-телеграфные отделения, почтовые конторы (6 разрядов) и почтовые отделения; заведующим этими учреждениями присвоено наименование начальников контор или отделений. В почтово-телеграфных конторах учреждены должности помощников начальников. В С.-Петербурге и Москве, наряду с городскими почтовыми отделениями, существуют еще "отделы городской П.", на которые возложены прием заказной корреспонденции и доставка адресатам через почтальонов всякого рода корреспонденции, поступающей в отделы из почтамта. В 1890 г. почтовая часть Великого Княжества Финляндского соединена с почт. частью в Империи, причем министру внутр. дел предоставлено вводить в Финляндии действующие в империи постановления по почтовой части. С тех пор финляндский почт-директор определяется Высочайшей властью по представлению генерал-губернатора, основанному на соглашении с министром внутренних дел; назначение на прочие должности по финляндскому почтовому ведомству производится на прежнем основании, но должностные лица, определяемые финляндским сенатом, избираются по соглашению с начальником главного управления П. и телеграфов.

Перевозка по почте пассажиров в местностях, где нет железных дорог, производится в настоящее время, кроме России, лишь в Германии, Австро-Венгрии, Дании, Швейцарии, Египте и Британской Индии. Значение операция эта имеет ныне лишь в России, с ее громадными пространствами и сравнительно слабо развитой сетью железных дорог, и в Швейцарии, где содержание превосходных колесных почтовых сообщений по альпийским дорогам привлекает туристов. Обыкновенно содержание конной П. передается по контрактам частным предпринимателям. В России, после уничтожения старинных ямов, испытывались различные системы устроения и содержания почтовых станций для обеспечения проезда пассажиров и перевозки П. Во-первых, правительство издавна стремилось развить так наз. вольные П., заключающиеся в том, что содержание заведенных за счет правительства или земских сумм зданий почтовых станций отдается желающим, которые примут на себя обязанность содержать определенное количество лошадей и экипажей, с исключительным правом провоза как П., так и пассажиров, за установленные в законе прогоны. Эти попытки не увенчались успехом; система вольных П. осуществляется в самых незначительных размерах. Согласно положению 1831 г. вольные П. разрешено было учреждать по всем трактам, кроме столиц, людям всяких состояний, которые должны были содержать определенное число лошадей и возить П., эстафеты и проезжающих за обыкновенные прогоны. В 1836 г. предписано было всеми мерами поощрять жителей к заведению вольных П. В том же году станции ковенского шоссе (от Ковна до Динабурга) и в 1840 г. — таурогенского шоссе (от Таурогена до Шавли) были отданы на содержание по администрационной (прусской) системе: определялся доход каждой станции от прогонов, затем выводился расход на обзаведение и содержание станции, к последнему прибавлялось 12% в вознаграждение и содержание администратора, и, наконец, сумма общего годового расхода, которая превышала доход станции, назначалась в ежегодную приплату администратору за ее содержание. В 1842 г. почтовые станции были переданы из ведения местных губернских властей в непосредственное заведование почтового начальства.

В 1847 г. повелено было составить для каждой станции приблизительный расчет дохода и расхода и исчислить, какую сумму необходимо ежегодно приплачивать почтосодержателю (оценочная система). В 1827 г. были устроены почт-дилижансы для перевозки пассажиров и П. по белорусскому тракту от СПб. через Могилев, Киев и Житомир до Радзивилова. В 1839 г. учреждено было отделение почтовых карет и брик, на которое возложено было устройство экипажей для перевозки П. совместно с пассажирами; в 1840 г. была открыта первая линия движения почтовых экипажей между столицами, в 1841 г. — между СПб. и Таурогеном, в 1842 г. — между Москвой и Нижн.Новгородом, продолженная в 1844 г. до Казани. В 1851 г. насчитывалось 17 линий движения почт. экипажей, на протяжении 10425 в. Для проездов по почтовым дорогам прежде требовалась подорожная; выдача подорожных по казенной и частной надобности и сборы за последние поверстных денег производилась по правилам, которые были изложены в общем губернском учреждении, уставе о службе по определению от правительства и уставе о пошлинах. При выдаче подорожных в канцеляриях СПб. и Моск. военных ген.-губернаторов взыскивалась следующая за весь путь сумма дорожного сбора; получавшие подорожные от всех прочих губернских начальств и из уездных казначейств должны были предъявлять подорожные на первой шоссейной заставе и уплачивать причитающийся дорожный сбор за все расстояние, которое предстоит проехать. При выдаче подорожных число лошадей назначалось по чину и званию каждого. На почтовой станции подорожная записывалась в шнуровые книги. В настоящее время почтовые лошади отпускаются проезжающим по их словесному или письменному требованию во всякое время дня и ночи, причем проезжающие обязаны объявить на станции о своем звании и фамилии, а также куда едут; лица, едущие по казенной надобности, если желают воспользоваться предоставленными им преимуществами, должны представить удостоверение или предписание своего начальства о командировании их по делам службы. Правила для проезжающих на почтовых лошадях (и особые — по губерниям Царства Польского) собраны в "Почтовом дорожнике", издаваемом главным управлением почт и телеграфов.

Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь.