Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Ласточкино гнездо

Дворец "Ласточкино гнездо" (1911-1912 гг., Крым)

Это фантастическое, сказочное сооружение возле Гаспры стало символом Крыма, своеобразной эмблемой его Южного берега. Так же непривычно и название дворца - "Ласточкино гнездо".
Дворец "Ласточкино гнездо" построен в неоготическом стиле по проекту архитектора Всеволода Сергеевича Шервуда, внука выдающегося русского архитектора, живописца, скульптора и теоретика искусства Владимира Иосифовича Шервуда (1833-1897), автора дома Исторического музея на Красной площади в Москве (1875-1881).
"Ласточкино гнездо" нашло своего автора случайно: в 1910 г. В.С. Шервуд поехал в Крым в свадебное путешествие и неожиданно получил замечательный заказ - выстроить замок на скале над морем. А через несколько месяцев проектирования его начали строить и завершили в очень короткий срок - с 1911 по 1912 год.
Здание решено в неакадемическом стиле, с нарушением всех устоявшихся законов формообразования и композиционно-художественных канонов стиля. В его создании не только проявились творческие симпатии и приоритеты архитектора, а и легко прослеживаются характеристики социального заказа и вкуса заказчика. Дух захватывает смелое расположение утонченного камерного сооружения над высоким обрывом скалы Авроры. Сама мысль о возможности возведения этого здания в таких условиях кажется бессмысленной, но очевидное заставляет поверить в реальность его существования. Небольшое сооружение 20 м длиной, 10 м шириной и 12 м высотой решенное в виде четырех органически связанных объемов: параллелепипеда, двух кубов и цилиндра, которые ступенчато развиваются в сторону моря. Объемно-пространственное решение отвечает внутреннему пространству и плану: прихожей, гостиной, лестнице на башню и спальням на двух этажах крайней башни.
Такая непривычная для нового времени, исторически отжившая, готическая форма не случайна, она появилась в период поиска новейшего языка и своеобразности архитектуры в начале XX ст. Этот период отмечен применением новых строительных и отделочных материалов - железобетона, металла, стекла, керамики, разработкой новых конструкций, оригинальными инженерными решениями, вследствие чего образовалась новая художественная система, названная модерном (от французского слова - "новейший, современный"). Появление модерна как стиля стало реакцией на эпоху эклектики, для которой было присущее смешивание стилей предыдущих эпох. Своеобразным отголоском эклектики стал период стилизации в модерне.
Тем не менее, не только стилистические поиски начала столетия были причиной рождения такого непривычного по форме сооружения. Род Шервудов очень древний, и по семейным преданиям ведет начало от святого Фомы Шервуда, который жил в Англии в XІ ст. ("sherwood" - в переводе c английского означает "лесное графство"). Этот топоним известен всему миру в связи с именем благородного шотландского мстителя Робин Гуда который скрывался в Шервудском лесу.
А появление представителей этой семьи на русском небосклоне связано вот с чем. Во времена царствования Павла І русское правительство обратилось к английскому двору с просьбой прислать осведомленного в техническом деле человека, который бы имел звание придворного механика. Английское правительство рекомендовало одного из лучших в то время своих специалистов - Вильяма Шервуда, который после приезда в Россию взял имя Василий Яковлевич. Вероятно, национальный корень и культурные традиции вдохновили в начале XX ст. их потомка В. С. Шервуда на возрождение рыцарского духа своих предков в созданном образе романтического дворца, отдаленно похожего на творения его деда. Эту скрытую ностальгию по Англии подтверждает и другой замок-мечта, расположенный на шоссе Киев-Канев который был построен сразу же после "Ласточкиного гнезда".
Средствами художественной выразительности сооружения в Крыму являются аркатурные пояса, зубцы, башни и объемы с декоративными башенками на кронштейнах, завершенные шпилями с флюгерами. Оно сложено из камня, облицовано известняком, башня и башенки оштукатурены. Замок, вопреки своим камерным размерам, имеет большой монументальный масштаб, подчеркнутый зубцами-мерлонами на крыше сооружения, башенками, балюстрадами и другими деталями фасада. При этом очевидной неуклюжести в нем нет: большие плоскости стен зримо облегчены оконными отверстиями стрельчатой формы, мелкой пластикой фасадов и, главное, удачным размещением на отвесной скале.
Внутреннее пространство замка-виллы камерное, мелкомасштабное. Интерьер гостиной украшен деревом, остальные помещения оштукатурены и окрашены. С трех сторон виллы расположена обзорная площадка, с которой открывается вид на море и побережье в сторону Ялты. Неповторимость решения, композиция, которая легко воспринимается, и оригинальность местоположения сформировали знаковое сооружение, с глубокими символами и запоминается как образ минувших эпох.
В 1914 г. в замке был открыт ресторан, а после Русской революции 1917 г. здесь располагались турбазы, библиотека дома отдыха, позднее открыт ресторан "Ласточкино гнездо".
Миниатюрный замок перенес сильное, 6-7-балльное землетрясение в 1927 г. Он почти не пострадал, если не считать острых шпилей, которые сорвались в море, и куска скалы из-под нижнего балкона.
В 30-х годах здесь был читальный зал дома отдыха "Жемчужина". Через некоторое время помещение, признанное аварийным, закрыли. Десятки лет "Ласточкино гнездо" оставалось недоступным для посетителей. В конце 50-х в здании обнаружили трещины, которые свидетельствовали об угрозе его разрушения. Замок признали аварийным и долго не эксплуатировали. Восстановление начали в 1968 г. по проекту специалистов Ялтинського филиала института "Гипроград" - архитектора И. Татиева и инженера В. Тимофеева. Под основание сооружения подвели железобетонную консольную плиту, а все здание укрепили антисейсмическими поясами. В результате были отстроены шпили, заново украшен интерьер и дворец приобрел первоначальный вид. А вид живописно-сказочного "Ласточкиного гнезда" по всему миру разнесли миллионы открыток с его изображением.

(Из книги "100 самых известных шедевров Украины". – К.; Автограф, 2004. на укр. яз.)