Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Броды

В «Поучении» князя Владимира Мономаха детям, упоминается дважды под 1096 годом. Название происходит, очевидно, от речного брода. Во второй половине XIV в. Броды стали собственностью польских феодалов, захвативших земли Галицко-Волынского княжества. В 1441 году польский король Владислав III подарил село вместе с окрестными землями магнату Сенинскому. С тех пор вплоть до второй половины XVIII в. Броды принадлежали польским магнатам. В конце 80-х годов XVI в. здесь построен замок. Броды стали опорным пунктом польских магнатов на украинских землях.

Выгодное географическое положение Бродов — на перекрестке торговых путей, шедших из Польши, Пруссии, Литвы в города Поднепровья, в Молдавию, к Черному морю и в Турцию,— способствовало развитию торговли. Здесь появилась значительная прослойка купцов и ремесленников. В 1584 году Бродам предоставлено магдебургское право, они получили статус города. В нем ежегодно проводились три ярмарки и еженедельно два базара — в пятницу и в воскресенье.

Власть в Бродах принадлежала городскому совету во главе с бургомистром, который избирался из состава совета. Выборы проводились ежегодно в январе. Из четырех членов совета троих избирали горожане, пользовавшиеся городским правом, а четвертого назначал магнат — владелец города. Кроме совета, избирали и городскую лаву (суд), в состав которой в XVII в. входило семь, а в XVIII — одиннадцать лавников и войт (выборный староста). Городской совет выполнял административные, хозяйственные, законодательные и, частично, судебные функции. Лавники исполняли исключительно судебные функции и имели даже право наказания «на горло» (смертной казни). Однако высшей судебной и апелляционной инстанцией оставался владелец города.

В XVI—XVII вв. основную массу городского населения составляли ремесленники, подмастерья, средние и мелкие торговцы. Значительной прослойкой была городская беднота (коморники, слуги, беглые крестьяне, бродячие ремесленники). Купцы и цеховые мастера являлись привилегированной частью населения. В их руках сосредоточивалось городское самоуправление. Общее количество жителей в XVII в. достигало 3,5— 5 тыс. человек. Из них большинство составляли украинцы, много было поляков, армян (они поселились в Бродах в конце 30-х годов, имели свою общину и войта), евреев. Накануне освободительной войны 1648— 1654 гг. в Бродах насчитывалось более 30 процентов иностранцев.

Основой экономики являлось цеховое ремесленное производство. Цехи имели привилегии, свои уставы, регламентировавшие производственную и общественную деятельность мелких производителей. В XVII в. наибольшего развития в Бродах достигло шапочное производство (шерстяные шапки вывозились в Подолию, в Молдавию и иные места). Развивались также сапожное, портняжеское, золотошвейное ремесла. Работали в городе мясники, пекари, слесари и другие ремесленники. В 1633 году королевским привилеем бродовские цехи уравнены в правах с цехами Львова, Кракова, Торуня и Люблина. В 1669 году в Бродах основан еще и столярный цех. В первой половине XVII в. владелец города организовал первое на территории Речи Посполитой производство парчи и шелковых т ней. Он пригласил опытного мастера—грека Эммануила с острова Корфу, под руководством которого работали ученики и подмастерья. Это было первое предприятие мануфактурного типа в Бродах. Однако просуществовало оно лишь до 1648 года. В городе развивались разные промыслы: производство кирпича, поташа, дегтя, селитры, пороха. Варение пива, меда, водки разрешалось за соответствующую плату всем жителям, пользовавшимся городским правом. С 1679 года в городе была небольшая мастерская по производству шелка.

Интересы богатых купцов требовали соблюдения "права склада", предоставленного Бродам в 1633 году. По этому праву все купцы, провозившие товары из Киева, Полесья в Польшу и из Польши на восток, должны были в Бродах на три дня выставлять их для оптовой продажи. Предприимчивые бродовские купцы часто привозили во Львов сукно, кожи, табак и хмель. 1669 по 1672 год в Львове побывали с товарами 83 бродовских купца.

В XVII в. в Бродах построена синагога, являющаяся в настоящее время архитектурным памятником. Сохранились до наших дней и остатки замка, руины укреплений XVII века.

Городское управление находилось в руках патрициата и помогало ему эксплуатировать плебейские слои населения. В ответ на это они поднимались на борьбу против патрициата. Иногда все горожане объединялись в борьбе против феодального владельца. Так, в 1627 году они выступили против арендатора города, грабившего их и облагавшего непосильными поборами. Ограничение свободы экономической и политической деятельности украинцев усиливало стремление их освободиться от господства польских феодалов. Город екая беднота Бродов принимала активное участи в освободительной войне украинского народа против шляхетской Польши в 1648—1654 гг. Посланец Богдана Хмельницкого — Иеремия Концевич — признало под пыткой в Галиче 31 июля 1648 года, что Броды с нетерпением ожидали Хмельницкого. Население города готово было помочь ему, выводило из строя городские пушки, собирало оружие для казаков. В сентябре 1648 года 20-тысячный крестьянско-казацкий отряд с жителями окрестных сел под руководством полковников Нечая, Небабы, Головача и с помощью украинского населения города овладел Бродами (кроме сильно укрепленного замка). Восемь недель город был в руках повстанцев. Под Бродами стояли повстанческие войска и в 1649 году во время осады Збаража. 9 июня 1651 года крестьянско-казацкие войска разбили под Бродами две шляхетские хоругви.

В конце XVII в. городская торговля пришла в упадок. Новое оживление ее началось в XVIII в. Турецкие, греческие, персидские, итальянские купцы привозили сюда восточные товары: пряности, шелка, украшения. В свою очередь, местные купцы возили товары в Гданьск, на лейпцигские и вроцлавские ярмарки. В 30—40 годах XVIII в. бродовские купцы на лейпцигских ярмарках составляли 40 проц. всех купцов Речи Посполитой. На трех бродовских ярмарках продавали большое количество лошадей, волов, а также зерна и вина. Особенно оживленной была торговля лошадьми: их пригоняли сюда с Правобережной Украины, из Молдавии, Крыма, Турции и продавали польским, прусским и шведским купцам.

Оживление торговли способствовало дальнейшему развитию местной промышленности. В 1727 году в Бродах были цехи ткачей, сапожников, бондарей, кузнецов, скорняков. Особенно развивалось портняжеское ремесло. Цех портных насчитывал 123 мастера (1764г.). Отдельный цех составляли позументщики. В городе работали также ювелиры, золотошвеи, чулочники, медники, токари, столяры, плотники, стекольщики, переплетчики, резники, мыловары и другие ремесленники.

Мещане платили подати с домов, лавок, земельных наделов, а также за право проведения ярмарок и торгов, мостовую и прочие пошлины.

Броды часто страдали от пожаров. Большой пожар во время Юрской ярмарки 1742 года уничтожил почти весь город. Это послужило причиной переселения армян из города.

Броды в 1779 году получили право свободного торгового города, который мог беспошлинно торговать в пределах Австрии, России, Польши и других стран. Броды стали основным центром торговли Австрии и ее провинций, а также итальянских, прусских и других европейских городов с Россией и странами Черноморского бассейна. Город называли складом товаров Европы и Азии. В последней четверти XVIII в объем торговли Бродов превышал объем торговли всех городов Галиции вместе взятых. Годовой торговый оборот составлял более 4 млн. золотых рынских. В Россию через Броды ввозили металлические изделия из Щтирии (область Австрии), стеклянные — из Чехии, галантерею — из Вены, вина — из Франции. Русские и украинские купцы привозили в Броды медь, олово, кушаки, сапоги, мерлушки и прочие товары. В 1827 году в Бродах учреждено русское консульство, находившееся здесь до 1896 года. В связи с развитием торговли в 1869 году проложена железнодорожная линия Львов — Броды, впоследствии продленная на территорию России. В период действия привилегий свободного города (до 1880 г.) Броды бурно росли. В середине 80-х годов XVIII в. здесь насчитывалось 1111 жилых домов, жило около 11 тыс. человек, а в 1820 году —1498 домов, 19 471 житель. Крупные масштабы торговли сказывались на социальной структуре населения. В конце XVIII в. значительная часть населения была занята в торговле, среди них — более 500 купцов. В Бродах находилось 20 крупных и 200 небольших товарных складов, 27 комиссионных и экспедиционных домов. По данным 1880 года, в Бродах проживало 3500 поляков, 1717 украинцев, 14718 евреев и 42 человека других национальностей, всего 19 977 человек.

Экономическую основу жизни города составляла транзитная торговля импортными товарами, не благоприятствовавшая промышленному развитию. И в конце XVIII, и в первой половине XIX в. здесь, как и раньше, господствовал феодальный способ производства с преобладанием мелкого цехового ремесла. В 1806 году в городе насчитывалось 646 ремесленников разных профессий, а в 1820 их количество достигло 738. Существовали по-прежнему цехи токарей, скорняков, жестянщиков, шорников, кузнецов, литейщиков, портных и другие, однако исчезла регламентация процесса производства. Начала проявляться свободная конкуренция.

С 1782 по 1788 год здесь находилось окружное управление. После образования Австро-Венгрии с 1867 года город стал центром Бродовского уезда, входившего в Тернопольское воеводство. Однако Броды оставались неблагоустроенными. Один из современников, побывавший здесь в 1820 году, писал: «Осмотреть город на двадцать с лишним тысяч жителей, почти полностью еврейский город, который в связи с открытием Одессы и стечением обстоятельств стал, так сказать, сухопутным портом, сплавом товаров Европы и Азии, стоило трудов путешественника. Я надеялся увидеть в нем все то, чего следовало ожидать от зажиточности, богатства, торгового движения. Но каким грустным было мое удивление, когда я, хотя и среди лета, въехал в самое грязное и самое заболоченное селение. Лужи на улицах были такими глубокими, что лошади с большим усилием смогли вытащить мою повозку... Кроме двух улиц и разбросанных кирпичных домов, весь город деревянный, весь невымощенный, весь грязный, лишь кое-где по краям улиц имеются деревянные помосты».

Одним из этапов в культурной жизни Бродов явилось основание в 1637 году школы. С 1651 года в городе существовала еще одна школа. В 1784 году открыта государственная начальная, а в 1815 году — трехклассная реальная школы.

В Старых Бродах родился Юзеф Корженевский (1797— 1863), выдающийся польский писатель, представитель романтической школы. Он занимался педагогической деятельностью в Киеве, Харькове, Варшаве.

В 1805 году в Бродах останавливался М.И.Кутузов, командующий русской армии в военных действиях против войск Наполеона в Австрии.

В июне 1848 года здесь была основана местная рада — филиал буржуазно-либеральной «Головной руськой рады» во Львове, в деятельности которой принимали активное участие городские низы и крестьяне окрестных сел. Под их давлением рада была вынуждена выступить в защиту крестьянского землевладения от посягательств помещиков (об этом, в частности, свидетельствует донесение рады от 15 июня 1848 года), за создание отрядов национальной гвардии из крестьян, введение преподавания на украинском языке в средних и высших учебных заведениях. С наступлением реакции осенью 1848 года деятельность рады была запрещена.

Во второй половине XIX в. в городе возникают капиталистические промышленные предприятия: небольшие, основанные отдельными капиталистами,— фабрики бумаги, цикория, ликеро-водочная и более крупные — льнопрядильная фабрика на 3150 веретен с паровыми двигателями, где было занято 200 рабочих, и паровая мельница (в 1869 г.) — обе открыты акционерными обществами.

Однако действовали эти предприятия недолго. Через пять лет закрылась льнопрядильная фабрика, а на следующий год — паровая мельница. Были в Бродах фабрика свечей, спиртовой завод, мельница, печи для выжигания извести, кирпичные заводы. В 1870 году на пяти предприятиях работало всего 400 человек, на четырех из них было занято от 20 до 70 рабочих и лишь на одном — 273 человека.

С 80-х годов XIX в. Броды начали приходить в упадок. Причиной этому послужила отмена привилегий вольного города. Строительство новых железнодорожных линий привело к перемещению торговых путей, связывавших Австрию с Россией — торговля перестала быть экономической основой города, а промышленность развивалась слабо.

Некоторый подъем промышленности наметился лишь в начале XX в. В 1910 году в Бродах работали шесть, паровых мельниц, производивших муку и разную крупу, в основном из зерна, привезенного из России. Относительно большим предприятием была фабрика, изготовлявшая краски. На ней и ликеро-водочном заводе было занято 130 рабочих. Для удовлетворения нужд местного рынка и экспорта в Россию работали фабрика проволочных сеток и несколько предприятий, выпускавших зубочистки. Значительное место в промышленности Бродов занимало изготовление полуфабрикатов из пера, конского волоса и щетины. Сырье в большом количестве привозилось из России, например, щетины — 300 тонн ежегодно, пера — 600—700 тонн. В Бродах его подвергали первичной обработке (сортировали, чистили, мыли пряли), а затем вывозили в Англию, Швейцарию, Италию, Францию и США. Изготовленные из сырья товары снова привозили в Броды. Всего в промышленности в 1910 году было занято 1610 рабочих. Наряду с городскими рабочими на некоторых предприятиях работали жители окрестных деревень.

В этот период произошли некоторые сдвиги в деле народного образования в городе — появилось среднее учебное заведение — гимназия с немецким языком преподавания. В 1901—1907 гг. в гимназии украинский язык и литературу преподавал известный впоследствии украинский поэт, фольклорист, академик АН УССР В. Г. Щурат. В 1904 году в Бродах основана частная женская педагогическая школа с польским языком преподавания. В Бродах родился австрийский писатель Йозеф Рот (1894—1939).

После распада Австро-Венгрии в ноябре 1918 года, в Галиции власть перешла правительству ЗУНР. Во второй половине июля 1920 года Красная Армия подошла к границам Восточной Галиции, 26 июля 1920 года, после жестоких трехдневных боев в Броды вступили части 45-й стрелковой дивизии и кавалеристы во главе с командующим Первой Конной армией С. М. Буденным и председателем ее Реввоенсовета К. Е. Ворошиловым.

Броды стали местом пребывания штаба Первой Конной армии. В доме, где он размещался (ныне ул. Советской Армии), неоднократно бывали знаменитые красные командиры Г И.Котовский, С.К.Тимошенко, И.П.Уборевич.

Бродовский ревком был одним из самых деятельных в освобожденном крае. 29—30 августа 1920 года он созвал съезд представителей сельских ревкомов уезда. Главным вопросом, обсуждавшимся на съезде, был раздел помещичьих земель между трудовым крестьянством. Съезд одобрил декрет об установлении на землях Восточной Галиции Советской власти. Знаменательным было постановление о коллективной обработке земли.

На бродовскую буржуазию был наложен единовременный налог в сумме 3 млн. руб. и собранные 2,5 млн. руб. переданы для нужд молодой Советской республики.

Советская власть в Бродовском уезде просуществовала до 18 сентября 1920 года.

Во время правления Польши самым крупным предприятием города являлась лесопилка «Фореста». Здесь работали паровая машина мощностью 45 лошадиных сил, динамомашина на 60 киловатт и электромотор, две пилорамы и семь циркулярных пил. Годовая переработка различной древесины в 1923 году равнялась 13 500 куб. метров, а также 3300 куб. метров дуба и ольхи. Были две паровые мельницы, работавшие на экспорт, небольшая фабрика мыла «Экономия». Бельгийские капиталисты открыли в Бродах предприятие для стрижки заячьей шерсти, но оно просуществовало недолго. В 1927 году основана фабрика детских игрушек, которая в следующем году была переведена в другое место. Кирпичный завод в Старых Бродах выпускал ежегодно 400 тыс. штук кирпича. В период мирового кризиса 1929—1933 гг. объем производства значительно сократился.

19 сентября 1939 г. в город вошли части Красной Армии. В январе 1940 года, когда проводилось районирование вновь образованных западных областей УССР, Броды стали районным центром Львовской области.

В ночь на 22 июня 1941 года Броды подверглись бомбардировке немецко-фашистской авиации. В ночь на 29 июня немецко-фашистские войска заняли город.

Бои за город вновь начались 22 марта 1944 года. В течение четырех дней части 102-го стрелкового корпуса совместно с партизанами соединения М. И. Наумова заняли все окрестные села, в т. ч. и пригороды Бродов — Подгородное и Малоселку. Под контролем немецких войск оставалась еще шоссейная дорога Львов — Броды, что дало им возможность перебросить в город танковые части, укрепившиеся здесь и продержавшиеся до июля. В ходе июльского наступления советских войск под Бродами 18 – 22 июля была окружена и уничтожена группировка немецких войск, состоявшая из восьми дивизий, в т. ч. 14-я пехотная дивизия СС «Галичина».

Ужасную картину представлял город после боев. Тут осталось всего 700 человек. Из 2280 домов сохранилось 596, но пригодными для жилья оказались только 185 домов.

История городов и сел Украинской ССР. Львовская область

 

Комментарии  

 
+3 #1 Иван 17.10.2009 18:30
Первое упоминание о городе в 1084 году. В сентябре 2009 года отмечалось 925-летие города.
Цитировать