Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Личности в истории Шептицкий Андрей

Шептицкий Андрей

Полное имя — Роман Александр Мария, граф Шептицкий (род. в 1865 г. — ум. в 1944 г.) Митрополит Галицкий, глава греко-католической церкви в 1901—1944 гг., общественный и политический деятель.

В настоящее время продолжается процесс беатификации греко-католического митрополита Андрея Шептицкого, инициированный в Ватикане в 1954—1955 гг. В связи с этим он именуется в официальных католических документах почетным титулом «Слуга Божий», которым обычно называют тех, кто в ближайшее время должен быть причислен к лику блаженных. После этого в католической традиции возможно дальнейшее продолжение канонизационного процесса, итогом которого становится причисление к лику святых католической церкви. Украинская греко-католическая церковь проявляет большую активность в плане популяризации имени митрополита Андрея как едва ли не самого выдающегося своего иерарха. В работах униатских авторов он нередко предстает как духовный вождь всего народа, «Украинский Моисей», как часто его называют.

Несомненно одно: Шептицкий был настоящим дипломатом — об этом свидетельствуют его послания, с которыми он обращался к простым верующим и сильным мира сего. Так, в августе 1914 г. митрополит сказал своей пастве: «Дорогие мои, в очень важное время ведется война между нашим цесарем и московским царем, война справедливая с нашей стороны. Московский царь не мог перенести, что в Австрийской державе мы, украинцы, имеем свободу вероисповедания и политическую волю. Он хочет забрать у нас эту свободу, заковать нас в кандалы. Будьте верны цесарю до последней капли крови». Правда, Шептицкий не посчитал зазорным еще в марте 1914 г. направить Николаю II тайное послание, в котором уверял императора в своей верности и называл его «объединителем славянства».

Обращался Шептицкий и непосредственно к Гитлеру. Так, например, он отправил ему поздравительное письмо по случаю взятия Киева: «Как глава Украинской греко-католической церкви я передаю Вашей Экселенции мои сердечные поздравления по поводу овладения столицей Украины, златоглавым городом на Днепре — Киевом!.. Видим в Вас непобедимого полководца несравненной и славной немецкой армии. Дело уничтожения и искоренения большевизма, которое Вы, фюрер Великого немецкого Рейха, поставили себе целью в этом походе, обеспечивает Вашей Экселенции благодарность всего Христианского мира. Украинская греко-католическая церковь знает об истинном значении могучего движения немецкого народа под Вашим руководством... Я буду молить Бога о благословении победы, которая станет гарантией длительного мира для Вашей Экселенции, немецкой Армии и немецкого Народа».

Для характеристики митрополита Андрея также весьма показательно и его письмо, направленное 10 октября 1944 г. в Москву: «Правителю СССР, главнокомандующему и великому маршалу непобедимой Красной Армии Иосифу Виссарионовичу Сталину привет и поклон. После победоносного похода от Волги до Сана и дальше, Вы снова присоединили западные украинские земли к Великой Украине. За осуществление заветных желаний и стремлений украинцев, которые веками считали себя одним народом и хотели быть соединенными в одном государстве, приносит Вам украинский народ искреннюю благодарность...»

29 июля 1865 г. в поместье Прилбичи Яворовского уезда у польского графа Яна Шептицкого родился сын, нареченный в крещении Романом Александром Марией. Граф происходил из знатного рода Галицкой Руси, получившего боярское достоинство в конце XIII в. После заключения Брестской унии князья Шептицкие стали ее сторонниками и постепенно перешли в католичество. В XVIII в. из этого рода вышли 4 униатских владыки: Варлаам, епископ Львовский, Афанасий, митрополит Киевский, Лев Киевский, Афанасий Перемышльский. После раздела Польши Шептицкие оказались на территории Австрийской империи и, чтобы сохранить свои привилегии, почти все к середине XIX в. перешли в латинский обряд и стали считаться поляками.

В 1875 г. Роман поступил в гимназию им. Франца Иосифа в Львове, которую с отличием окончил через восемь лет. Выполняя волю отца, он вступил в 1-й Австрийский уланский полк в Кракове, но вскоре после перенесенной скарлатины оставил военную службу и поступил на теологический факультет Бреславского (Вроцлавского) университета. Позже слушал лекции по юриспруденции в Кракове. В апреле 1886 г. Шептицкий совершил паломничество в Рим, где был представлен кардиналу, а в следующем году посетил Почаев, Ченстохов, Варшаву и Вильно. В Киеве он завязал знакомство с украинским историком В. Антоновичем, в Москве беседовал с философом Вл. Соловьевым. Весной 1888 г. Роман вместе с матерью, графиней Софией побывал на аудиенции у папы Льва XIII, которому сказал о желании поступить в «василиане».

Его духовная карьера своей стремительностью вызывала немало вопросов у историков: 2 июня 1888 г. он становится кандидатом в новициат. Вместо положенных 6 месяцев Шептицкий пробыл кандидатом лишь месяц и уже 1 июля стал монахом Ордена василиан Андреем. В 1891 г. он окончил курс богословской академии в Риме. В следующем году прошел обряд просфорни, в 1896 г. стал настоятелем Онуфриевского монастыря. В 1899 г. молодой священник был назначен епископом Станислава (ныне Ивано-Франковск), а в 1900 г. — архиепископом Львовским и митрополитом Галицким. В 1901 г. основал орден Св. Теодора Студита. В своих посланиях к пастве он призывал украинскую интеллигенцию сохранять христианские ценности в повседневной жизни, не поддаваться искушению атеизма и материализма. Митрополит распорядился выделить средства на охрану памятников истории и культуры. В 1901 г. он подал прощение императору Францу-Иосифу об основании украинского университета. Просьба была удовлетворена только в 1916 г., но российское правительство заявило решительный протест, считая, что преподавание на украинском языке может привести к пропаганде так называемого «мазепинства». Другими словами, оно боялось возрождения украинской самобытности. Все же Шептицкому удалось основать в Львове Украинский Национальный музей (1905 г.) и построить на собственные средства народную больницу.

. С его помощью велось строительство духовной семинарии в Львове, основана библиотека Станиславской Капитулы. В 1913 г. пригласил в Галицию орден Редемитористов , которые приняли восточный обряд и создали свою ветвь. Опекал женские общины Сестер: Пресвятой семьи, студиток, милосердия, Св. Викентия, Св. Иосифа, священномученика Иосафата. Созывал синоды и конференции епископата греко-католической церкви. Важной была экуменическая и униатская деятельность Шептицкого. В этих делах он дважды посетил Россию (1907, 1912 гг.) и Беларусь. Основал Российскую католическую церковь. Создал апостольский викариат для верных греко-католической церкви в Боснии. В 1908 г. направил туда для миссионной деятельности монахов-студитов. В 1907 г. добился назначения епископа для США, а 1912 г. и для украинских поселенцев в Канаде. В 1910 г. принимал участие в Евхаристийном конгрессе в Монреале. Шептицкий был инициатором Велеградских съездов (1907-27 гг.), в Бельгии создал восточную ветвь ордена бенедиктинцев.

Между тем владевшая краем Австро-Венгерская империя имела весьма прагматические соображения сделать Галицию идейным плацдармом для отторжения Малороссии от Российской империи и присоединения ее к короне Габсбургов. Русофильство местной интеллигенции, напротив, таило в себе угрозу перехода Галиции в состав России. Главной сферой борьбы была церковь. И здесь свою роль сыграл энергичный молодой греко-католический митрополит Андрей. Сама идея унии, т.е. объединения и подчинения местной православной церкви Западу, олицетворяемому Римом, в сочетании с украинским национализмом родила в голове Шептицкого мысль об избранности Украины, ее нации и религии.

В 1907 г. Шептицкий получил тайные полномочия на униатскую деятельность в России. В светской одежде, с фальшивым паспортом, полученным от австрийских спецслужб, под видом коммивояжера велосипедной фирмы он несколько раз посещал Россию, укрепляя и расширяя сеть сторонников унии. По странному совпадению многие назначенные им пастыри впоследствии оказались немецкими и австрийскими шпионами (например, уполномоченный в Москве иезуит Верцинский).

С началом Первой мировой войны активность Шептицкого возросла. Он активно поддерживал акции австрийского правительства, направленные на формирование легиона украинских сечевых стрельцов, призывая их к исполнению воинского долга во имя родной для них страны - Австро-Венгрии.

В конце июля 1914 г. Шептицкий как сенатор участвовал в тайном совещании в Вене, где ему поручили подготовить рекомендации относительно политики австро-немецкого командования на случай оккупации Украины. Он создал грандиозный проект, который в равной мере учитывал и запросы Австрийской монархии и прозелитические интересы Ватикана. Основная идея этого документа состояла в том, что в случае победы австрийской армии необходимо воссоздать независимость Украины «в духе ее казацких традиций под протекторатом Вены».

Однако планам Шептицкого не суждено было воплотиться в жизнь. Русская армия стремительно наступала и уже 3 сентября 1914 г. заняла Львов, а 18 сентября Шептицкий был арестован и вывезен сначала в Киев, а позднее - в Россию, в Суздальский Спасо-Евфимиев монастырь. Вскоре он направил императору Николаю II письмо, в котором говорилось: «Православно-католический митрополит Галицкий и Львовский, многие годы желающий и готовый ежедневно жертвовать свою жизнь за благо и спасение Святой Руси и Вашего Императорского Величества, повергает к ногам Вашего Императорского Величества сердечнейшие благопожелания и радостный привет по случаю завершающегося объединения остальных частей Русской Земли». Перемены, происшедшие в настроениях «Украинского Моисея» за месяц с небольшим, были столь разительны, что царь на полях письма собственноручно начертал лаконичный ответ: «Аспид».

В марте 1917 г. решением Временного правительства Шептицкого освободили из-под стражи, и в сентябре он вернулся на свою кафедру.

В 1917 г. провел ряд мероприятий, направленных на распространение и укрепление католической церкви в России. В марте 1917 организовал в Петрограде синод Российской католической церкви и назначил о. Леонида Федорова экзархом для католиков византийского обряда в России. Находясь в Киеве, митрополит назначил о. Михаила Цегельского экзархом для католиков византийского обряда в Украине. В Киеве наладил контакты с деятелями Украинской Центральной Рады. В июне следующего года гетман Скоропадский предложил ему возглавить Украинскую автокефальную православную церковь, но митрополит ответил отказом.

28 февраля 1918 г. Шептицкий выступил с речью на одном из заседаний правительства, в которой отстаивал право всех наций империи на самоопределение с учетом этнографических факторов.

С октября 1918 г. - член Украинского Национального Совета ЗУНР. Во время украинско-польской войны 1918 -19 гг. интернирован польськими властями. 16 декабря 1920 г. осуществил поездку в Рим, после которой посетил украинские поселения в Юж. и Сев. Америке. В своих выступлениях отстаивал идею независимости и соборности Украины, осуждал оккупацию Польшей Галиции и ликвидацию украинской государственности в западноукраинских землях. По возвращении в конце сентября 1923 г. Шептицкий был арестован и интернирован в г. Познань. Лишь после личного обращения римского папы Пия XІ его освободили, и в январе 1924 г. Шептицкий возвратился в Львов.

В межвоенный период Шептицкий продолжал работу по развитию греко-католической церкви. По его инициативе была основана Львовская греко-католическая академия (1928), Богословское научное общество (1929), Украинский католический институт церковных объединений имени митрополита Рутского (1939). Продолжая униатскую деятельность, он восстановил работу Голландского униатского апостолата в Бельгии - восточной ветви ордена бенедиктинцев, основал униатское движение в Англии.

В условиях польской оккупации Галиции Шептицкий постоянно оставался защитником украинского населения. Осуждая насильническую полонизацию края, дискриминацию, антиукраинскую национальную политику, репрессивные акции правительства в Галиции и Волыни в 1930 г., Шептицкий старался консолидировать политические силы украинского общества. Неоднократно обращался к руководителям Польского государства, добиваясь прекращения "Пацификации". 24 июля 1933 г. Шептицкий вместе с другими епископами подготовил (издал) послание, в котором осуждался искусственный голод, организованный большевиками в Украине. Важное место в деятельности митрополита в эти годы занимала защита прав православного населения Волыни, Холмщины, Подляшья и Посянья. В письмах 2 августа 1938 г. был заявлен протест против преследований православных верующих на этих землях. После обращения Шептицкого и др. церковных деятелей к папе Пию XІ польская власть прекратила уничтожение православных церквей. В марте 1939 г. митрополит приветствовал провозглашение независимости Карпатской Украины. .

После прихода большевистских войск в Западную Украину в условиях преследования УГКЦ (закрывались духовные учебные учреждения, монастыри, церковные издания и т.п.), несмотря на слабое здоровье и преклонный возраст, Шептицкий старался отстаивать права церкви и верующих перед новой властью. В своих обращениях к молодежи, родителям, монахам Шептицкий призывал к целенаправленной работе, верности идеалам церкви. Предвидя репрессии против церкви, митрополит тайно 22 декабря 1939 г. посвятил в епископы своего преемника - ректора Львовской духовной семинарии о. И. Слепого. В октябре 1939 г. Шептицкий назначил экзархов для верующих византийского обряда, которые проживали на территории Советского Союза: епископа Г. Чарнецкого для Волыни и Полесья, о. К. Шептицкого для России и Сибири и др.

В начале советско-немецкой войны 1941-45 гг. митрополит Андрей приветствовал восстановление украинской государственности и создания правительства Украинского государства - Украинского государственного правления во главе с Я. Стецько (письмо Шептицкого от 1 июля 1941 г.). В 1941 г. Шептицкий возглавил Украинский Национальный Совет, а в 1944 г. - Всеукраинский Национальный Совет. Поддерживая Германию как освободителя от советского атеистического режима, унесшего жизни тысяч галичан, митрополит вскоре убедился, что гитлеровцы несут такое же насилие, как и коммунисты. Он пытался остановить фашистский террор, направляя протесты Гитлеру и Гиммлеру.

Осуждая преследование евреев, он обратился с протестом относительно уничтожения еврейского населения в Галиции к рейхсканцлеру Г. Гиммлеру. По согласию Шептицкого значительное количество евреев скрывалось в греко-католических монастырях и даже в митрополитской резиденции. 21 ноября 1942 г. было издано пастырское письмо митрополита "Не убий", в котором содержались призывы к примирению политических сил украинского общества, осуждались политические убийства и содержались предупреждения об отлучении от церкви организаторов и исполнителей подобных преступлений. Во время Второй мировой войны Шептицкий ставил вопрос об объединении всех христиан Украины вокруг Киевского патриархата совместно с Римским престолом, но не нашел понимания со стороны отдельных иерархов церкви и украинской интеллигенции.

Шептицкий скончался 1 ноября 1944 г. Похоронен в крипте собора Св. Юра в Львове. Советская власть разрешила пышные похороны митрополита, которые были организованы верующими. В траурной церемонии личное участие принял первый секретарь ЦК КПУ Н. С. Хрущев, доставивший венок от Сталина.

Споры среди историков о роли, которую сыграл митрополит Андрей Шептицкий в судьбе украинского народа, не прекращаются до сих пор.

1. Т.Н.Харченко, О.Ю.Очкурова, И.А.Рудычева. 100 знаменитых людей Украины.
2. Справочник по истории Украины.