Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Геродот

Геродот (Ήρόδοτος) — Как Юлий Цезарь для Франции или Тацит для Германии, так для нас Геродот — ближайший и поучительнейший из древних историков. Он посетил некоторые местности нашего юга, дал первые связные сведения, как о самой стране, так и о тогдашних ее обитателях: скифах, сарматах, неврах и др. Места скифских поселений, описанные Геродота, усеяны курганами, раскопки которых обнаруживают культуру, близкую по времени и по характеру к той, о которой говорит греческий историк в своем описании Скифии. Научное исследование скифо-сарматских древностей на основании археол. материала начато в капитальном издании, которого пока вышло два выпуска: "Древности Геродотовой Скифии" (СПб., 1866,1872). Общее литературное значение Геродота также громадно: он — отец истории не греческой только, но и вообще европейской.

Жил Геродот приблизительно между 485 и 425 гг. до Р. Х., происходил из карийского г. Галикарнаса, к первоначальным основателям которого, дорянам, присоединились впоследствии в большом числе ионяне. Во времена Геродота официальным языком Галикарнаса было ионийское наречие, на котором написана и история Геродота. Сын некоего Ликса, Геродот, вместе с родственниками, принадлежал к партии, боровшейся против тиранов, подвергался изгнанию, возвратился было на родину после низвержения тирана, но покинул ее уже навсегда около 446 г., чтобы сделаться настоящим афинянином и по месту жительства, и по полит. понятиям и симпатиям. В 444/3 г. Г. переселился вместе с другими афинянами в новооснованную афинскую колонию Фурии. Важнейшая часть жизни Геродота — его путешествия в различные страны Европы и Азии, а также в Египет — известна нам очень мало, почти исключительно из собственных его намеков. Сочинение Геродота — не история в нашем смысле слова, это — мастерское, бесхитростное повествование человека богато одаренного от природы, необыкновенно любознательного, общительного, много читавшего, видевшего и еще больше слышавшего; к этим свойствам присоединялась скромность верующего в богов эллина, хотя тронутого скептицизмом, но недостаточно разборчивого в полученных сведениях. С другой стороны, Г. не только историк; некоторые части его сочинения — настоящая энциклопедия того времени: тут и географические сведения, и этнографические, и естественно-исторические, и литературные. Тем не менее Геродот по всей справедливости именуется отцом истории. Из девяти книг, или муз, на которые в настоящее время делится его сочинение, почти целая вторая половина представляет собой последовательный исторический рассказ о греко-персидских войнах, заканчивающийся на известии о занятии эллинами Сеста в 479 г. до Р. X. Первая половина содержит в себе рассказы о возвышении Персидского царства, о Вавилонии, Ассирии, Египте, Скифии, Ливии и проч. Везде исторические известия интересуют Геродота по преимуществу. Несмотря на множество эпизодов, часто не имеющих прямого отношения к предмету рассказа и скорее представляющих собой самостоятельные повествования, сочинение Геродота есть древнейшая попытка объединить разнороднейший материал, на протяжении трех с лишним веков, общими религиозно-этическими воззрениями. Единство изложения достигается в известной мере и тем еще, что с первых слов и до конца историк имеет ввиду проследить борьбу между варварами и эллинами, окончившуюся решительным торжеством последних. Но не покидающая историка мысль о главной задаче не мешает ему вводить в широкие рамки повествования все, что казалось ему интересным или поучительным. Геродоту присуща в значительной мере историческая критика, во многих случаях чисто субъективная, нередко наивно-рационалистическая, но, тем не менее, решительно вводящая в историографию новое, необходимое начало. Любознательность, вместе с добросовестностью, сделала из него весьма достоверного для своего времени наблюдателя нравов, памятников, особенностей территорий, как о том свидетельствуют изыскания ассириологов и египтологов. Особенно поучительно в этом отношении издание II книги, сделанное Видеманом, известным египтологом (1890). Сочинения Геродота сохранилось во множестве рукописей, древнейшая из кототрых и лучшая — медичейская Х в. — хранится во Флоренции. Для редакции текста более всего сделано Абихтом и Штейном, которым принадлежат и наиболее пригодные для чтения комментированные издания, повторяемые до последнего времени. Очень важно критическое издание того же Штейна (1869—74). Из комментированных изданий не утратило значения до сих пор изд. Бёра (2-е, 1855—61). Благодаря комментариям особенно замечателен англ. перевод Роулинсона (Л., 1858—60). Геродота не раз переведен и на русск. язык. Новейший перевод — Ф. Мищенко, в 2 томах, с предисловием и указателем (2-е изд., М., 1888). Ф. Мищенко.

Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. 1903г.

Геродот, греческий историк, род. ок. 484 г, до Р. X. в Галикарнассе, малоазиатской дорийской колонии, в знатной семье, неоднократно предпринимал путешествия и в глубь Персии, и в Египет, и в Сирию, и в Месопотамию, всюду присматривался к тому, как живут люди на белом свете, и записывал разсказы ο местной старине, слышанные им от осведомленных людей. Вернувшись в родной город, он, вопреки родовым традициям, примкнул к демократической партии в ея борьбе против тирана Лигдамиса, но, несмотря на низвержение последняго, должен был вследствие немилости сограждан удалиться в Афины. Он попал туда в период высшаго расцвета города, вошел в кружок, собравшийся вокруг Перикла, и тем сблизился с его представителями. Но спокойная, окруженная почетом жизнь была не по душе Г-у. Жажда увидеть новыя страны заставила его отправиться вместе с афинской колонией в Фурии, город в Южной Италии. Отсюда Геродот не раз, вероятно, ездил в Афины, куда его влекли дружеския и интеллектуальныя связи; ум. он (неизвестно, в Афинах или в Фуриях) ок. 424 г. до Р. X. Г-а обыкновенно называют „отцом истории",- и действительно, его "История" (у него она называется "Девять муз", так как распадается на 9 книг, каждая из которых носит название одной из муз) представляет громадный шаг вперед в сравнении с разсказами логографов (логографы - название древнейшихъ греческихъ историографовъ, собиравшихъ и записывавшихъ изустныя предания старины, въ особенности касавшияся основания и первоначальнаго устройства отдельныхъ городовъ, заселения и первобытной культуры отдельныхъ местностей, истории различныхъ племенъ и именитыхъ родовъ), хотя и сохранила некоторыя из их особенностей. Геродот повествует ο различных народах, по странам которых он путешествовал, но главное место отводит истории греков. (до 479 г. до Р. X.), преимущественно останавливаясь на их войнах с Персией. В его разсказах, часто наивных, но всегда исполненных глубокой художественной правды, вполне сказывается его мировоззрение. У Геродота нет местных симпатий, которыя так ярко проявляются y Фукидида (афинския), y Ксенофонта (спартанския) и других греч. историков. Он эллин и только, и этот панэллинизм создает то безпристрастие и ту широту взгляда, которыя являются его отличительными чертами; но и тут он чужд эллинской исключительности и относится к варварам без национальной ненависти: тут сказывается образованный путешественник. Разсказы его, основанные на наблюдениях (δψις, γνόμη, άκόη), не всегда могут быть приняты на веру; фактическая сторона y него очень слаба, об учреждениях он имеет весьма смутное представление (за исключением разве тирании, с которой жизнь столкнула его лицом к лицу), но бытовая сторона, которую он наблюдал сам, изображена необыкновенно правдиво и ярко. В его истории отражаются и народныя представления ο роли богов и их отношениях к людям. Геродот, несмотря на долговременное соприкосновение со скептиками перикловскаго кружка, остался верен полной поэзии народной вере. Некоторые отделы его истории тем более ценны для науки, что являются единственным источником, хотя в данных случаях задача критики сильно усложняется. Новейшия издания: Stein'a (1893), Sayce'a (1883), Kruger'a (1881); русский пер. Ф. Γ. Мищенка. См. Мищенко „Не в меру строгий суд над Г-м".

Настольный энциклопедический словарь. Издание товарищества А.Гранат и Ко 1901 г.