Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Республика Крым

Автономная Республика Крым - Бахчисарай

Индекс материала
Автономная Республика Крым
Природа,Заповедники Крыма
Симферополь
Памятники Симферополя
Алупка
Алушта
Бахчисарай
Баштановка,Пещерный Монастырь
Белогорск,Богатое,Верхоречье
Гаспра,Ласточкино Гнездо
Гурзуф
Евпатория
Залесное,Мангуп-Кале
Инкерман
Керчь
Кореиз
Ливадия
Ореанда,Пионерское,Санаторное
Севастополь
Симеиз,Скалистое,Солнечная Долина
Старый Крым
Судак
Новый Свет
Терновка,Тополевка,Утес
Феодосия
Форос
Ялта
Телефоны,адреса музеи Крыма
Все страницы

Бахчисарай.

Город, в 32 км от Симферополя. Территория города была заселена свыше 40 тыс. лет тому назад. В 15в. здесь основана столица Крымского ханства. Строили город местные мастера, украинские и русские пленники, а также мастера из Ирана, Италии, Турции. В 1628г. украинский гетман Г.Дорошенко осуществил поход на Крым, разгромил под Бахчисараем войско хана Кан-Темира. В 1648г. к Бахчисараю прибыло посольство во главе с Б.Хмельницким. Готовясь к войне с Польшей, он заключил соглашение с ханом, получил от него отряд татарской конницы. По этому соглашению гетман Б.Хмельницкий был вынужден оставить в Бахчисарае, как заложника своего сына и несколько знатных козаков. В 1675г. козаки под предводительством кошевого атамана И.Сирко снова захватили город, освободили пленных. В 1681 г. в окрестностях Б. в полевой резиденции кр. хана был заключен мир между Россией и Турцией. Подробнее о Бахчисарае...

См. также Г. Москвич "Путеводитель по Крыму". 1913 г.

ГРОБНИЦЫ

«ДЮРБЕ БОЛЬШОЙ ВОСЬМИГРАННИК» ГРОБНИЦА, XVI в. Находится в районе бывшего урочища Азис, где раньше было большое кладбище, от которого сохранились четыре гробницы-дюрбе: Большой восьмигранник, Кубовидное, Старинное, Малый восьмигранник. Большой восьмигранник - каменное центрическое сооружение, увенчанное полусферическим куполом с шестнадцатигранным барабаном, поддерживаемым внутри восемью тромпами. Облицовано обработанным камнем-известняком порядовой кладки. Окна прямоугольные и килевидные, расположены в два яруса. Часть окон первого яруса обрамлены наличниками из белого мрамора. Сооружение отличается хорошими пропорциями. В 1965 г. произведены ремонтно-реставрационные работы.

«ДЮРБЕ МАЛЫЙ ВОСЬМИГРАННИК» ГРОБНИЦА, XVI в. Небольшое каменное восьмиугольное в плане сооружение с шатровым завершением, перекрыто полусферическим куполом на парусах. Стены и купол облицованы крупными блоками камня. Стены венчает карниз, углы подчеркнуты лопатками. Внешне очень напоминает шатер.

«ДЮРБЕ КУБОВИДНОЕ» ГРОБНИЦА, XVI в., И МИМБЕР, XVI-XVII вв. Небольшое каменное кубической формы сооружение с восьмигранной верхней частью. Перекрыта полусферическим куполом на парусах. Облицована камнем порядовой кладки. Купол сложен из ракушечника. Стены внутри покрыты штукатуркой. Рядом с гробницей находится мимбер, который представляет собой каменную восьмиугольную в плане башенку в виде минарета, увенчанную шатром. К ней ведет наружная лестница со ступеньками из каменных плит.

«ДЮРБЕ ХАДЖИ-ГИРЕЯ» ГРОБНИЦА, 1501 г. Каменная, восьмиугольная в плане, с порталом со стороны входа, перекрыта полусферическим куполом на парусах, кровля черепичная. Снаружи облицована обработанным камнем порядовой кладки, углы подчеркнуты трехчетвертными колоннами. Портал с килевидным арочным проемом, внутри сплошь украшен резным орнаментом. Сооружена в традициях сельджукской архитектуры.

«СТАРИННОЕ ДЮРБЕ» ГРОБНИЦА, XIV-XV вв. (ул. Фрунзе, 10/1). Самое раннее из сооружений Бахчисарая, небольшое каменное, кубической формы, с восьмигранной верхней частью. Перекрыто полусферическим куполом на парусах. Стены облицованы камнем порядовой кладки из темно-серого известняка. Часть купола обрушилась. Вход с юга был подчеркнут порталом, от которого сохранился только один пилон с полукруглой нишей. Над входом плита с резной надписью. Несмотря на малые размеры (5,3 х 5,3 м), памятник благодаря крупным блокам облицовки и отсутствию декора производит впечатление монументального сооружения.

«ЭСКИ-ДЮРБЕ» ГРОБНИЦА, XV в. Квадратное в плане каменное сооружение, перекрытое полусферическим куполом на восьмигранном барабане. Переход к куполу осуществлен при помощи парусов. Главный вход, ориентированный на восток, подчеркнут прямоугольным порталом с проемом килевидной формы. Тимпан портала с тремя резными розетками. С юга к гробнице примыкает прямоугольный дворик с оградой в виде килевидной аркады и декоративными бойницами. Сооружение хороших пропорций, отличается мастерством и чистотой обработки каменной кладки стен. В 1965 г. произведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлена кладка стены дворика, выполнено покрытие купола в виде цементной стяжки с железнением.

«ЗИНДЖИРЛЫ МЕДРЕСЕ» ШКОЛА, 1500 г. (ул. Басенко, 57). Каменное, квадратное в плане одноэтажное сооружение с внутренним двориком. С трех сторон размещались жилые и учебные помещения со стрельчатыми сводами. По периметру двора шла аркадная галерея, перекрытая десятью полусферическими куполами на парусах, опирающихся на стрельчатые арки и столбы. Экстерьер здания суров и напоминает крепость. Единственная дверь расположена по оси здания. В пролете двери висит железная кованая цепь-зинджирла, чтобы каждый, входя в здание, склонял голову. Крыша двускатная черепичная. В 1965-1966 гг. произведены ремонтно-реставрационные работы: заменены окна, двери, крыша, восполнена утраченная кладка стен, отведены грунтовые воды.

«ТАХТАЛЫ-ДЖАМИ» МЕЧЕТЬ, 1707 г. (ул. Розы Люксембург, 7). Каменная, прямоугольная в плане, зального типа. Кладка стен с деревянными связями. Снаружи облицована обработанным камнем порядовой кладки с чередованием широких и узких рядов. Окна полуциркульные, с восточной стороны прямоугольные. Перекрытия плоские, кровля четырехскатная, покрыта черепицей. С северной стороны под одной крышей с основным объемом здания - широкая терраса с входом в мечеть и во дворик. Над входом в мечеть - плита с резной, указывающей дату сооружения надписью. В северо-западном углу мечети возвышается шестнадцатигранный минарет, сложенный из обработанного камня, с небольшим балконом, украшенным резьбой.

УСПЕНСКИЙ ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ, VIII XIX вв. Сохранилась древняя Успенская церковь, вырубленная в скале. У дороги в Чуфут-Кале расположены дом настоятеля, колокольня и руины фонтана, длинный скальный навес со следами пристроек-келий. Кельи располагались и под скальными навесами на верхней террасе, откуда вырубленная в скале лестница ведет на плато. На дне ущелья находятся двухэтажное здание бывшей гостиницы и перестроенная церковь второй половины XIX в. Памятник включен как туристический объект во многие крымские маршруты.

Успенская церковь, VIII в. Вырублена в скале на краю отвесного обрыва. В плане неправильный прямоугольник. Внешняя стена над обрывом сложена из камня с оконными проемами. Потолок плоский. Внутренняя продольная стена расчленена четырьмя грубо вытесанными колоннами. Масляной живописью XIX в. покрыты скала над наружной стеной и стена между двумя колоннами в интерьере. К памятнику ведет широкая каменная лестница. В 1965-1966 гг. по памятнику произведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены внешняя стена и утраченные части лестницы, реставрирована живопись.

Колокольня, середина XIX в. Сложена из известняка, одноярусная, квадратная в плане, в виде портика с небольшими колоннами тосканского ордера на высоком цоколе. Покрыта четырехскатной крышей в виде шатра.

Дом настоятеля, середина XIX в. Одноэтажный, прямоугольный в плане, на высоком цоколе, сложен из тесаного камня-известняка, кладка порядовая, оштукатурен. Восточный фасад с ризалитом, завершенным фигурным фронтоном. Окна обрамлены профилированными наличниками. Вход подчеркнут фронтоном и крыльцом в виде четырех каменных столбов, перекрытых полуциркульным сводом. К нему ведет каменная лестница. Планировка анфиладная

ХАНСКИЙ ДВОРЕЦ, начало XVI-XVIII вв. (ул. Речная, 129). Ансамбль дворца строился не сразу, поэтому не имеет продуманного плана и единого стиля. Он создавался руками итальянских, иранских, турецких, украинских и русских мастеров на протяжении XVI-XVIII вв. Основные постройки, дошедшие до наших дней, сосредоточены по сторонам обширного главного двора, простирающегося с севера на юг. С северной стороны двор замыкает свитский корпус с аркой главных ворот, выходящий на набережную с тремя мостами. К западному торцу свитского корпуса примыкает ханская кухня. По западной стороне двора вытянуто большое сооружение ансамбля - главный корпус, к южному торцу которого примыкают стены заднего двора с Соколиной башней. Перед восточным фасадом парадной части главного корпуса - бассейный садик, с противоположной западной стороны - сад со зданием гарема. Вдоль восточной стороны двора размещены ханская мечеть, ханское кладбище с северным и южным дюрбе и ротондой, конюшенный корпус. За кладбищем - баня Сары-Гюзель. С южной стороны двор замыкает библиотечный корпус с южными воротами. В юго-восточном углу комплекса возвышается гробница Диляры Бикечь. Общая площадь, занимаемая ансамблем, свыше 4 га. С 1960 г. ведется его планомерная реставрация (архит. Е. И. Лопушинская). Это самый популярный памятник градостроительства и архитектуры Крыма, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов. В зданиях бывшего дворца функционирует Бахчисарайский историко-археологический музей, открытый в 1955 г. на базе ранее существовавших здесь дворца-музея и археологического музея пещерных городов. Фонды музея насчитывают более 65 тыс. экспонатов, из них 3800 находятся в экспозиции. Музей имеет археологический и исторический отделы.

Главный корпус, начало XVI-XVIII м. Заложен в начале XVI в. Впервые упоминается в 1519 г. Создавался постепенно в течение XVI-XVIII вв. Корпус вытянут с севера на юг вдоль западной стороны главного двора. Северным торцом выходит на набережную р. Чурук-Су, южным - в гаремный сад. Здание двухэтажное, со сложным решением плана, с внутренним фонтанным двориком. Планировка анфиладная. Возведен на каменном цоколе. Стены первого этажа каменные, второго фахверковые - деревянный каркас с кирпичным заполнением. Стены фасадов гладко оштукатурены и побелены. Между оконными проемами второго яруса - роспись в технике фрески в виде арабесок. Перекрытия плоские, деревянные. Крыша четырехскатная с большим выносом свеса, кровля черепичная. Над крышей возвышаются высокие трубы с резными каменными оголовками. По поперечной оси здание делится на южную парадную половину и северную жилую. В парадной половине первого этажа наиболее интересны следующие объекты. Портал Алевиза, или Демир-Капу («Железная дверь»). Самая старая часть дворца, созданная в 1503 г. выдающимся итальянским зодчим Алевизом Новым. Небольшую одностворчатую дверь, обитую полосами кованого железа, обрамляет пышный резной портал коринфского ордера. Над карнизом возвышается полукруглый фронтон, фланкированный акротериями и увенчанный листьями и цветами аканта, дуба и лотоса. Над порталом - деревянная трапецеидальная в плане сень с фонарем. Все архитектурные детали портала выполнены в стиле зрелого Возрождения. До ремонта здания 1783-1787 гг. портал служил парадным входом дворца. Канцелярия ханского дивана. Первоначально была открытой террасой. Во время ремонта здания в 1784 г. террасу обнесли деревянными стенами со вставками из цветного стекла. При реставрации 1960 - 1963 гг. канцелярии возвращен первоначальный вид. Зал совета и суда (диван). Вход оформлен каменной аркой. Зал был официальным местом, где обсуждались и решались государственные дела («диван» в переводе означает «совет старейшин»). Стены зала покрашены под серый гранит. Потолок деревянный резной с падугами, расписанными орнаментом русскими мастерами при ремонте 1784 - 1787 гг. В верхнем ряду окон установлены витражи. Над входом устроена забранная деревянной решеткой узкая галерея - «ханский тайник», откуда хан мог незаметно наблюдать за работой дивана. Фонтанный дворик. Сложной в плане конфигурации, перекрытия опираются на стены и ряд деревянных столбов. Здесь два фонтана: «Золотой фонтан» и «Фонтан слез». Первый облицован мрамором, с резным орнаментом и двумя надписями. Орнамент и надписи позолочены. «Фонтан слез» создан в 1764 г. из мрамора иранским мастером Омером. Фонтан воспел в поэме «Бахчисарайский фонтан» А. С. Пушкин. Есть сведения, что первоначально фонтан был вделан в стену гробницы Диляры Бикечь либо находился рядом, а во время ремонта дворца в 1784-1787 гг. был перенесен в дворик. Летняя беседка. Построена Омером в середине XVIII в. Арки, обрамляющие беседку с трех сторон, вначале были открытыми. Во время ремонта арочные проемы застеклили цветными стеклами. Потолок беседки резной, работы русского мастера Василия Дорофеева. Люстра XVIII в. изготовлена в Петербурге. В центре беседки - мраморный фонтан турецкой работы, вдоль стен - широкие диваны с подушками. Малая дворцовая мечеть. Примыкает к южной стене фонтанного дворика. Прямоугольная в плане, вытянутая с востока на запад. Центральная часть перекрыта куполом с восьмигранным барабаном, поддерживаемым парусами, опирающимися на стены и арки. В интерьере стены гладко оштукатурены и покрашены. В южной стене - резной михраб. Сохранился деревянный мимбер. Покрыта мечеть черепицей. Помещения второго этажа парадной половины занимали: кофейная комната, посольский зал, золотой кабинет. Кофейная комната. Здесь послы и гости ждали приема хана. От первоначальной отделки помещения сохранилось только обрамление верхнего ряда окон. Посольский зал. Обширное Г-образное в плане помещение с двумя нишами, в одной из которых была размещена ханская ложа, а в другой находились музыканты. Потолок деревянный резной, выполнен в XIX в. (прежний не сохранился). Зал служил для официальных приемов. Золотой кабинет. Расположен над летней беседкой. Небольшая по размерам комната освещается 24 окнами, размещенными в два яруса. На верхних окнах витражи. Зал был расписан Омером, живопись сохранилась под позднейшей покраской. В простенках между окнами - алебастровые изображения подносов и ваз с фруктами. Потолок резной, в центре его - плафон с резными украшениями в виде листьев и плодов, граната. Люстра работы XVIII в. Название объясняется наличием большого количества позолоты в отделке. Жилая половина. Планировка первого этажа коридорная, с двусторонним размещением помещений. От посольского зала начинается анфилада жилых помещений второго этажа. В комнатах - резные потолки, двери, покрытые росписями, и камины художественной работы. С 1960 г. ведутся планомерные реставрационные работы по памятнику (архит. Е.И.Лопушинская).

Гарем, XVIII в. Здание одноэтажное фахверковое на высоком каменном цоколе, в плане прямоугольное, с ризалитом по оси западного фасада и широкой галереей на столбах - по восточному. Планировка анфиладная. Оконные проемы размещены в два яруса. В нижнем ярусе окна прямоугольные, в верхнем - килевидные. Крыша деревянная, с большим свесом, подшитым снизу досками, расписанными геометрическим орнаментом. В интерьере стены покрашены, потолки деревянные с падугами, декорированы резьбой и расписаны. В литературе отсутствуют описания помещений гарема. Можно лишь предполагать, что в первой комнате была буфетная, вторая предназначалась для отдыха и принятия пищи, третья служила спальней. В стенах третьей комнаты сохранились шкафы, вдоль стен - низкие диваны, в западной стене - камин. Северная часть галереи закрыта густой деревянной решеткой, которая защищала от зноя. В настоящее время во второй комнате воссоздана предполагаемая обстановка быта гарема. В остальных комнатах выставлены посуда, мебель, женская одежда, ковры, вышивки.

Свитский корпус, XVIII в. Здание было возведено в XVI в., в 1736 г. погибло во время пожара, выстроено заново. Изображено на плане, составленном в 1798 г. архитектором В. Гесте (названо «левым флигелем»). В восточном крыле размещались стража и свита хана, а также несколько лавок со стороны набережной. Западное крыло предназначалось для гостей. В 1774 г. здание было перестроено. При повторной перестройке в XIX в. изменены фасад и план, надстроена надвратная башня, ликвидированы лавки, заложены дверные проемы со стороны набережной в западном крыле. Здание фахверковое на каменном цоколе, состоит из трех частей: надвратной башни, по бокам которой расположены крылья; восточной, Г-образной в плане, имеющей двухъярусную открытую галерею со стороны двора; пониженной западной, трапецеидальной в плане, с открытой одноярусной галереей также со стороны двора. Фасады оштукатурены и побелены, с северной стороны расписаны картушами с геометрическим и растительным орнаментом. Перекрытия плоские деревянные. Крыша восточной и башенной частей деревянная трехскатная, башни - шатровые. Кровля черепичная, над ней возвышаются высокие каменные трубы каминов с шатровыми оголовками. После организации музея в западном крыле разместилась экспозиция, а в восточном - службы администрации. В 20-х годах нынешнего столетия проведены ремонтно-реставрационные работы: заложены некоторые оконные проемы, забелена роспись на северном фасаде. В 1974-1980 гг. корпус реставрирован. Заменены пришедшие в негодность конструкции стен, крыши, пола, обновлена штукатурка стен в интерьере, перекрыта черепичная кровля, цоколь приспособлен для хранения фондов. Полностью восстановлены росписи на надвратной башне, северном и южном фасадах. Ханская кухня, XVIII в. Здание одноэтажное, прямоугольное в плане, вытянутое с запада на восток. Сложено из бутового камня на известковом растворе, оштукатурено, покрыто четырехскатной черепичной крышей, над которой возвышается каменная труба с оголовком. К восточному торцу здания примыкает небольшое квадратное в плане помещение, покрытое трехскатной черепичной крышей. Памятник реставрирован в 1974-1979 гг.: заменены перекрытия, крыша, окна, двери, полы, отремонтирована штукатурка.

Конюшенный корпус, XVIII-XIX вв. В плане прямоугольный, вытянутый с севера на юг. Центральная часть двухэтажная, с трехпролетной деревянной аркадой с килевидными арками. Центральная часть по бокам фланкирована одноэтажными жилыми помещениями на высоком цоколе с деревянными галереями по западному фасаду. Планировка жилых помещений коридорная, в них ведут наружные каменные лестницы. Сложено здание из известняка на известковом растворе, фасады оштукатурены и побелены. Перекрытия плоские деревянные, крыша деревянная с большим выносом, крытая черепицей. На обмерах В. Гесте 1798 г. это вытянутое двухэтажное здание галерейного типа. На первом этаже размещались конюшни, на втором - жилые комнаты. На галерею второго этажа вели две деревянные лестницы. В 50-х годах XIX в. конюшни были перестроены. В 1962-1965 гг. проведены противоаварийные работы.

Библиотечный корпус, XIX в. Пристроен с запада к южной надвратной башне. Здание каменное двухэтажное, квадратное в плане, перекрытия плоские деревянные, крыша деревянная четырехскатная с большим выносом, крытая черепицей. Стены гладкие, оштукатурены и побелены, по северному и западному фасадам поэтажно расчленены тянутым пояском. Планировка анфиладная. Вход на первый этаж с западной стороны, на второй - с северной. Второй этаж соединяется с верхним ярусом южной надвратной башни. В здании размещается дирекция музея.

Соколиная башня, XVIII в. Двухъярусная. Первый ярус каменный оштукатуренный, представляет собой куб с отсеченным в нижней части северозападным углом, в котором прорезана дверь; западная стена укреплена двумя контрфорсами. Второй ярус - деревянный восьмигранный параллелепипед, перекрытый шатровой крышей, крытой черепицей и увенчанной медным шпилем. В верхней части башни, куда ведет деревянная лестница, устроена смотровая площадка с окнами, закрытыми густыми решетками. Сооружение много раз ремонтировалось.

Ханская мечеть, 1740 г. Сооружение базиликального типа с нартексом, прямоугольное в плане, вытянутое с севера на юг. На восточном и западном фасадах - открытые каменные аркадные галереи. Стены сложены из известняка на известковом растворе, оштукатурены и побелены. В интерьере в юго-западном углу расположена ханская ложа, отделанная фаянсовыми плитками и росписью. В нее ведет наружная деревянная лестница. В южной стене - ниша, украшенная резьбой по камню, правее нее - деревянный мимбер. Полы из каменных плит. Потолок плоский деревянный, с кессоном в центре. Оконные проемы прямоугольные, в двух ярусах; в верхнем - витражи сложного рисунка. С северной стороны мечеть фланкирована двумя минаретами с балконами. Минареты из штучного, хорошо обработанного камня известняка, скрепленного свинцом. До балконов они восьмигранные, а выше - десятигранные, с конусообразным завершением, крытым железом. Балконы имеют тонкий резной геометрический орнамент. Крыша мечети шатровая, крытая черепицей, увенчана шпилем. Простенки верхнего яруса окон северного и западного фасадов снаружи украшены орнаментальной росписью в виде картушей, выполненной иранским мастером XVIII в. Омером. В здании размещен отдел археологии Бахчисарайского историко-археологического музея. В 1967 г. проведены противоаварийные работы, полностью перекрыта черепичная кровля, реставрирована живопись на фасадах. «Дюрбе Диляры Бикечь» гробница, 1764 г. Относится к типу восьмигранных купольных гробниц-дюрбе. Сооружение из хорошо обработанного камня известняка на известковом растворе. Перекрыта полусферическим кирпичным куполом на низком восьмигранном барабане. Архитектура сооружения отличается дробным членением форм. Каждая из сторон восьмигранника разбита на части двойным рядом ниш с небольшими килевидными арками. Грани основного объема и барабана подчеркнуты пилястрами. Каждая сторона барабана украшена четырьмя нишами с полуциркульными арками. Входной проем обрамлен наличником. В 1962 г. памятник реставрирован: восстановлена облицовка подкупольного барабана, отремонтирована штукатурка в интерьере, купол покрыт цементным раствором. В целях лучшей сохранности сооружения оконные и дверные проемы заложены камнем. «Сары-Гюзель» баня, 1533 г. Построена по типу турецких бань, в основу которых заложен принцип римских терм. («Сары-Гюзель» в переводе означает «Желтая красавица»). Над входом датирующая надпись на мраморной плите. Состояла из мужского и женского отделений, в состав которых входили предбанник, раздевалки и банные помещения. Стены сложены из известняка, в кладку заложены деревянные связи. Здание имеет асимметричную планировку. Все помещения (кроме предбанников) - квадратные в плане, три из них перекрыты полусферическими кирпичными куполами на парусах, одно - полуциркульным сводом. Помещения освещались дневным светом через круглые застекленные отверстия в куполах и своде. Предбанники имели плоские деревянные перекрытия (не сохранились). Отопление и водопровод были устроены под полом. Топка была круглой формы, дым и нагретый воздух направлялись по кирпичным каналам: два из них проходили под резервуарами с водой, три - под каменными полами банных помещений. В банных помещениях вдоль стен устроены каменные сидения, в стенах - каменные раковины с кранами для горячей и холодной воды, которая подавалась по свинцовым трубам. Пол во всех помещениях выложен каменными плитами. В 1936-1937 гг. проведены ремонтные работы, в 1960 г. произведен противоаварийный ремонт.

«Северное дюрбе» гробница, XVII в. Относится к типу купольных надгробных сооружений. Сложена из известняка. Снаружи кладка порядовая из хорошо обработанных блоков, внутри оштукатурена и побелена. Над восьмигранником основного объема размещен невысокий барабан, грани которого по отношению к основному объему повернуты на 45°. Барабан несет полусферический купол из кирпича, крытый железом. Переход от восьмигранника барабана к куполу осуществлен при помощи парусов, опирающихся на полуциркульные арки, купол стянут четырьмя коваными стяжками. Оконные проемы в нижнем ярусе прямоугольные, в верхнем - щелевидные, подчеркнуты снаружи утопленными килевидными сандриками и стрельчатыми нишами. Главный вход находился в северо-восточной грани, фланкирован двумя нишами в виде михрабов. В интерьере памятника сохранилось несколько каменных надгробий, украшенных резьбой. Пол деревянный, под ним старый из каменных плит. В 1967 г. отремонтирована штукатурка и заменена железная кровля. Сооружение отличается монументальностью и суровостью декора.

«Южное дюрбе» гробница, XVII в. Относится к типу купольных надгробных сооружений. Сложена из известняка. Снаружи кладка порядовая из хорошо обработанных блоков, внутри оштукатурена и побелена. Над восьмигранником основного объема размещен невысокий барабан, грани которого по отношению к основному объему повернуты на 45°, полусферический купол опирается на барабан из кирпича, крытый железом. Переход от восьмигранника барабана к куполу осуществлен при помощи парусов, опирающихся на килевидные арки. Оконные проемы в нижнем ярусе прямоугольные, в верхнем - с килевидными перемычками. Углы дюрбе подчеркнуты профилированными тягами. Невысокие карнизы несложного профиля венчают основной объем и барабан. В 1966 г. заменена кровля, в интерьере отремонтирована штукатурка. Дюрбе отличается монументальностью и суровостью.

Надгробная ротонда, XVIII в. Сложена из известняка, обработанного бучардой. На восьмигранном ленточном цоколе размещена замкнутая аркада, образующая открытую ротонду. Сечение колонны восьмигранное, переходящее вверху и внизу в квадратное. Арки стрельчатые, у пят стянуты коваными стяжками. Завершена ротонда карнизом, украшенным по осям колонн розетками. Внутри ротонды надгробие из белого мрамора, украшенное резьбой. По объемно-пространственному решению сооружение не имеет аналогов среди памятников на территории Украины.

Набережная с тремя мостами, XVI в. В плане лучковой формы. Стена левого берега, где находится ансамбль дворца, облицована обработанным камнем, кладка порядовая. На правом берегу стена из бутового камня, в нижней части местами укреплена ступенчатой кладкой. Мосты арочные однопролетные, облицованы обработанным камнем. Верхний по течению р. Чурук-Су мост перекинут напротив бани «Сары-Гюзель», средний ведет в проезд главных северных ворот, нижний находится за ханской кухней. Только средний мост имеет перила. Участок на правом берегу между средним и нижним мостами огражден металлической решеткой. В 1784-1787 гг. набережная была вымощена камнем, в 1822-1827 гг. ремонтировалась, в 1894 г. перестроен нижний мост. В 1966 г. произведены противоаварийные работы.

Сады и парковые сооружения, XVIII-XIX вв. Неотъемлемой частью ансамбля ханского дворца были сады, давшие название городу Бахчисарай, которое переводится как «дворец-сад» или «дворец в саду». На плане ансамбля 1798 г., выполненного архит. В. Гесте, показаны обширный сад между южной стеной большого двора и гробницей «Дюрбе Диляры Бикечь», сады вокруг несохранившегося до наших дней старого дворца в заднем дворе, в гаремном дворе, бассейный садик. Главным украшением садов были фонтаны, количество которых к началу нашего века доходило до четырнадцати. Из садов XVIII в. сохранились бассейный садик и сад вокруг гарема. В XIX в. разбит сад на территории большого двора с несколькими фонтанами. Бассейный садик находится с восточной стороны главного корпуса дворца. Планировка регулярная. Отделен от большого двора высокой каменной стеной. В садике устроен каскад: вода из фонтана, решенного аналогично «Фонтану слез», собирается в чашу, из которой по лоткам переливается в малый бассейн, а затем в большой. В садике высажено много роз разнообразных сортов. Гаремный сад с трех сторон окружен высокой каменной стеной. В южной части - гаремный корпус. Планировка ландшафтная, деревья лиственных и хвойных пород, фруктовые, много кустов самшита. В саду сохранилось несколько фонтанов. Сад в большом дворе. Планировка регулярная. Дорожки обсажены, в основном, каштанами, имеются отдельные экземпляры пирамидального тополя, липы, клена. В саду - фонтан в виде беседки в мавританском стиле, бассейн, очертаниями повторяющий в плане очертания Черного моря, и несколько небольших фонтанов. Сад посольского дворика засажен тополями и кустами самшита, в нем размещены фонтан из резного камня и небольшой фонтан в центре сада.

См. также Г. Москвич "Путеводитель по Крыму". 1913 г.

ЕКАТЕРИНИНСКАЯ МИЛЯ, 1787 г. Находится на набережной р. Чурук-Су у среднего моста, ведущего к проезду главных северных ворот дворца. Сооружена в числе других монументальных знаков, которые ставились на пути следования Екатерины II из Петербурга в Крым. Миля сложена из хорошо обработанного известняка на известковом растворе. Нижняя часть колонны с базой тосканского ордера установлена на квадратном в плане постаменте. Ствол колонны в средней части шестигранный.

«ЧУФУТ-КАЛЕ» КРЕПОСТЬ И ПЕЩЕРНЫЙ ГОРОД, X-XVIII вв. Находятся на плато одного из отрогов второй гряды Крымских гор в 3,5 км к востоку от Бахчисарая. Плато возвышается на 200 м над ущельем, с трех сторон имеет обрывистые скалистые склоны, а с четвертой, восточной стороны седловиной соединено с горой Бешик-Тау. Временем основания Чуфут-Кале одни исследователи считают VIII - IX вв., другие полагают, что он основан не раньше X-XI вв. и что ровесником города является средняя оборонительная стена. В 1299 г. после длительной жестокой осады город был взят монголо-татарскими полчищами Ногая. С этого времени он известен под названием Кырк-Ер, Кырк-Ор, Кырк-Кор и Керкри, что обычно переводят как «сорок укреплений». В XIV в. к востоку от города поселились караимы, основным занятием которых были ремесла и торговля. Они построили большую кенасу и огородили в XV в. свой торгово-ремесленный посад крепостной стеной с башнями и большими воротами, образовав новый район Кырк-Ера («Новый город»). До начала XVI в. в Кырк-Ере находилась резиденция крымских ханов. В то время возведены южные, или малые ворота со стенами, гробница, мечеть и монетный двор (последние два дошли до наших дней в руинах). После того, как столицей Крымского ханства стал Бахчисарай и в Кырк-Ере остались жить только караимы, он получил наименование «Чуфут-Кале» («Еврейская крепость»). В XVIII в. построены малая кенаса и ряд домов. В 1783 г. Крым вошел в состав России. У жителей Чуфут-Кале отпала необходимость ютиться в неудобном для проживания укрепленном городе и они к середине XIX в. полностью оставили его. В настоящее время Чуфут-Кале взят под государственную охрану, превращен в объект туризма и входит в состав Бахчисарайского музея. Город занимает 18 га, а рядом на площади в 20 га раскинулся пустырь Бурунчак, отделенный низкой каменной стеной сухой кладки. Старый город с восточной стороны укреплен стеной X в. с арочными воротами, с юга - стеной XIV-XVI вв. с малыми воротами. Новый город с восточной стороны укреплен стеной с тремя башнями и рвом, возведенными в 1396 - 1433 гг. В средней башне - Большие ворота, через которые в город въезжали арбы. И до наших дней сохранились на главных улицах следы от их колес, образовавшие колею до 50 см глубиной. В старом городе три главных продольных улицы - Кенасская, Средняя, Бурунчакская. Между ними целая сеть кривых поперечных улочек. На Кенасской ул. находятся большая и малая кенасы; на Средней - руины мечети, возведенной на месте христианского храма, разрушенного в 1299 г., колодец Колка-Кую («колодец с ведром»), вырубленный в скале в виде круглой шахты глубиной 10 м; на Поперечной - гробница «Дюрбе Джанике-Ханым». В новом городе одна продольная Главная улица, к северу от нее отходит целая сеть поперечных. На одной из них - руины монетного двора. Все жилые постройки Чуфут-Кале, число которых доходило до 400, были наземными двухэтажными с окнами, выходящими в закрытый стенами дворик. Каждый дом имел пещерные подсобные помещения для складов, кладовых, загона скота. Сохранилось только два дома XVIII в., в том числе усадьба А.С.Фирковича, от остальных только пещерные части и фундаменты. С 1964 г. ведется планомерная консервация и реставрация памятника. Средняя стена крепости с воротами и башней, X в. Пересекает плато поперек с северного обрыва до южного, замыкая таким образом старую часть города с наиболее слабой восточной стороны. Длина стены около 150 м, высота до 4,5, ширина 1,5 м. По краям она была усилена башнями, изнутри - насыпью земли, а с внешней стороны укреплялась рвом шириной 4 и глубиной 2 м. Сохранилась только южная башня. На месте северной в 1958-1959 гг. велись раскопки, выявившие вылазную калитку, подземный ход и двум пещерам, малый крепостной ров. Внешняя сторона стены и ворота сложены из хорошо отесанных блоков известняка желтоватого цвета, тщательно подогнанных друг к другу и положенных на известковом растворе с примесью мелкой гальки. Размеры блоков от 0,35 до 0,65 м высотой и до 1 м длины. В средней части стены - ряды горизонтально и вертикально уложенных блоков, что напоминает систему античной кладки. Внутренняя часть стены забутована. Проезд ворот перекрыт полуциркульной аркой пролетом 3,5 м. В 1965 г. произведена консервация памятника.

Восточная стена крепости с большими воротами, 1396-1433 гг. Замыкает весь город от южного до северного обрыва плато. Протяженность стены 128 м, высота до 7, толщина 1,5 м. В верхней части северного участка сохранились бойницы. Стена усилена тремя башнями, изнутри - насыпью земли, с внешней стороны - рвом. Средняя и северная башни прямоугольные в плане, южная - полукруглая. Южная и северная башни открытого типа. Стена и башни сложены из бутового камня на известковом растворе с затиркой швов, верхняя часть южной башни из тесаного камня. Большие ворота находятся в самой мощной средней башне. Полотнища ворот обиты полосами кованого железа. Снаружи над аркой ворот - мраморная плита с контурным изображением рогатины и щита (как полагают, это герб жителей города караимов, которые делились на два рода). Стена и башни построены караимами для защиты их торгоао-ремеслеиного посада, возникшего у стен города Кырк-Ер в XIV а. В XVI перестроены турками. В 1964 г. произведена консервация памятника с частичной реставрацией кладки средней надвратной башни.

Южная стена крепости с малыми воротами, XIV в. Перестроены в XVI в. В плане зигзагообразная длиной около 84, высотой 7 и толщиной 0,7 м. Сложена из бутового камня на известковом растворе с тщательной затиркой швов. Малые южные, или потайные ворота размещены у южного обрыва плато. К воротам зигзагами ведут мощенная камнем дорога и очень крутая тропа. Ворота удачно замаскированы в складке рельефа и становятся видны только за несколько метров до подхода к ним. За воротами для входа в город в скале обрыва вырублен узкий длинный проход, огражденный стеной, прилегающей к воротам, и параллельной ей внутренней стеной. Образованный стенами коридор имел деревянное перекрытие, на котором у бойниц стен располагались защитники крепости. Коридор выводит на улицу, с правой стороны которой - большой, размещенный в четыре яруса комплекс пещер оборонного назначения. Ворота перекрыты лучковой аркой пролетом 1,7 м. Створки ворот обиты полосовым кованым железом. В 1964 г. произведена консервация стен с частичной реставрацией кладки.

«Дюрбе Джаиике-Ханым» гробница, 1437 г. Центрическое в плане восьмигранное здание. К южной грани пристроен портал с полуциркульной аркой. Стены сложены из хорошо обработанных камней, кладка порядовая на известковом растворе. Углы восьмигранные, подчеркнуты трехчетвертными колонками, стены завершены карнизом. Основной объем перекрыт куполом, портал - полуциркульным сводом. Кровля черепичная. Вход обрамлен резным наличником. В интерьере у северной стены резное каменное надгробие с датирующей надписью. В 1966 г. произведена консервация кладки стен памятника, заново сделана черепичная кровля.

Караимская кенаса (большая), XIV в. Здание сложено из хорошо обработанного камня, кладка порядовая на известковом растворе. В плане представляет собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, перекрытый двускатной крышей. Покрыто черепицей. Вход с севера. Снаружи с севера и частично с запада к зданию пристроена открытая галерея с арками, перекрытая односкатной крышей. Колонны аркады опираются на низкий парапет из массивных каменных плит с резными розетками. В галерее - каменные скамьи. В интерьере нижняя часть стен облицована деревянными панелями, пол дощатый, балки из дуба. Вдоль южной стены размещены деревянные шкафы для хранения книг. Северная часть помещения отделена перегородкой. В 1966 г. проведены консервационные работы.

Караимская кенаса (малая), XVIII а. Здание сложено из камня, кладка порядовая на известковом растворе с тщательной затиркой швов, северный фасад оштукатурен. В плане представляет собой вытянутый с севера на юг прямоугольник, перекрытый двускатной крышей. Покрыто черепицей. Главный вход, подчеркнутый наличником, находится с севера. К зданию пристроена деревянная галерея, перекрытая односкатной крышей, покрытой черепицей.

Фирковича А.С. усадьба, XVIII в. Состоит из комплекса сооружений, размещенных по периметру небольшого двора. В усадьбе жил известный ученый, историк и археолог А.С.Фиркович. Жилой дом усадьбы - двухэтажное прямоугольное в плане с пристройкой здание, сложенное из бутового камня на известковом растворе, с деревянной остекленной галереей вдоль западного фасада и открытой - до пристройки с восточного фасада. Крыша двускатная, покрытая черепицей. На втором этаже находятся зал с резным плафоном и три комнаты, разделенные деревянными перегородками. Полы на втором этаже деревянные, на первом - каменные. Одноэтажный служебный корпус примыкает с севера к жилому дому, противоположная стена выходит на красную линию улицы. Сложен из бутового камня на глиняно-иэвестковом растворе. Разделен деревянными перегородками на три комнаты и коридор. Крыша двускатная с черепичным покрытием. Стены снаружи и внутри оштукатурены. Двухэтажный служебный корпус северным фасадом выходит на красную линию улицы. Прямоугольный в плане, с открытой верандой с южной стороны. Сложен из бутового камня с деревянными связями на глиняно-известковом оастворе. Крыша двускатная, покрытая черепицей. Баня - одноэтажное прямоугольное в плане сооружение в юго-восточном углу двора. Сложена из бутового камня на глиняно-известковом растворе. Крыша шатровая, крытая черепицей. Ограда усадьбы - невысокий каменный забор с карнизом. Двор имеет перепад 1,8 м, покрыт каменными плитами. В 1965 г. памятник реставрирован: восстановлены галерея жилого дома, баня, во всех сооружениях заменены пришедшие в негодность конструкции, заново перекрыта черепичная кровля, отремонтированы полы.

См. также Г. Москвич "Путеводитель по Крыму". 1913 г.