Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Республика Крым

Автономная Республика Крым - Алупка

Индекс материала
Автономная Республика Крым
Природа,Заповедники Крыма
Симферополь
Памятники Симферополя
Алупка
Алушта
Бахчисарай
Баштановка,Пещерный Монастырь
Белогорск,Богатое,Верхоречье
Гаспра,Ласточкино Гнездо
Гурзуф
Евпатория
Залесное,Мангуп-Кале
Инкерман
Керчь
Кореиз
Ливадия
Ореанда,Пионерское,Санаторное
Севастополь
Симеиз,Скалистое,Солнечная Долина
Старый Крым
Судак
Новый Свет
Терновка,Тополевка,Утес
Феодосия
Форос
Ялта
Телефоны,адреса музеи Крыма
Все страницы

 

Другие объекты республики

 

Алупка.

Город, Ялтинский р-н,подчинен Ялтинскому горсовету, климатический курорт, в 17 км от Ялты и в 97 км от Симферополя, 75 км от ж.д.ст. Севастополь. Над городом видна красивейшая гора Крыма - Ай-Петри. Сохранились остатки средневековой крепости Алупка- Исар. Самая известная достопримечательность- Алупкинский дворец- бывшее имение князя Воронцова. Дворец окружен великолепным парком.

Алупка — татарская деревня на южном берегу Крыма, в 15 км к Ю.З. от Ялты; славится великолепным дворцом князя Воронцова(Воронцовкий Дворец), построенным в живописнейшей местности, в готическо-мавританском стиле, из крымского гранита и зеленого камня (по плану английск. архитектора Блора) и окруженным роскошнейшею тропическою растительностью. В виноградниках его насчитывают до 104 т. виноградных лоз лучших иностранных пород. Выше дворца расположен сад с гротами, естественными пещерами, кратером потухшего вулкана и огромными, необыкновенно причудливой формы скалами, между которыми разбиты прелестные аллеи. Отсюда открывается чудный вид на море и на высокий Ай-Петри (1234 м). На близлежащих высоких скалах видны хорошо сохранившиеся фундаменты и толстые стены древнего укрепления. В окрестностях А. выламывается мрамор.
Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь.

См. также Г. Москвич "Путеводитель по Крыму". 1913 г.

ВОРОНЦОВСКИИ ДВОРЕЦ, И ПАРК 1830-1846 гг. (Дворцовое шоссе, 10). Находится в парке, амфитеатром спускающемся к морю. Силуэт Воронцовского дворца со стороны моря напоминает очертания поднимающихся за ним зубцов горы Ай-Петри. Воронцовский Дворец возведен в стиле поздней английской готики в сочетании с мавританскими мотивами. Комплекс сооружений вытянут по оси восток-запад на террасе, возвышающейся на 46 м над уровнем моря. Состоит из главного корпуса, прилегающих к нему с запада Шуваловского и с востока библиотечного корпусов, парадного двора, хозяйственного корпуса с внутренним двором. С восточной и западной сторон к парадному двору ведут подходы в формах крепостной средневековой архитектуры. Парк разбит в пейзажном стиле, занимает 40 га, делится шоссейной дорогой на нижний и верхний. Участки нижнего парка, прилегающие к дворцу и чайному домику, регулярной планировки. Комплекс дворца построен по заказу Михаила Семеновича Воронцова (архитектор Э.Блэр). Воронцовский Дворец построен из блоков местного серо-зеленого диабаза, что увязывает его архитектуру с окружающими скалами. Многие строительные материалы и готовые изделия для строительства привозились издалека. К 1844 г. работы по возведению всего комплекса были, в основном, закончены. В последующие четыре года проводилась внутренняя отделка. Одновременно с дворцом заложили парк. В закладке парка принимали участие садовники из родового имения Воронцова во Владимирской губернии. Разбивка территории и расчистка ее от камней начаты в 1831 г. В парке успешно акклиматизированы растения с побережья Средиземного моря, Северной и Южной Америки, Восточной Азии. Наряду с местными аборигенными породами деревьев они составили оригинальные композиции парка. Всего в настоящее время здесь насчитывается до 200 видов растений. После Великой Октябрьской революции, в 1921 г. во дворце открылся музей, вначале он назывался историко-бытовым и занимал главный, столовый и библиотечный корпуса. В 1927 г. в Шуваловском корпусе открылся санаторий «10 лет Октября», а в хозяйственном стала функционировать алупкинская курортная поликлиника с водолечебницей. Во время Великой Отечественной войны фашистские оккупанты похитили 537 произведений живописи и графики (в том числе полотна из Государственного русского музея и Симферопольской областной картинной галереи, находившиеся в Алупке на временной выставке), 360 предметов прикладного искусства. Кроме того, была вывезена уникальная мебель, расхищены редкие издания книг. В 1956 г. музей был реорганизован в Государе венный музей изобразительных искусств, в 1958 г. он стал архитектурно-художественным, а с 1965 г. называется Алупкинским дворцом-музеем. Сооружение, возведенное в начальный период отхода от стиля классицизма и увлечения романтизмом в архитектуре России, поражает умелым сочетанием этих двух различных стилей, своеобразием и величием архитектурных форм, богатством интерьеров, органической связью окружающей природой и флорой парка. Комплекс дворца является главной достопримечательностью Крыма.

Главный корпус, 1830-1837 гг. Здание двухэтажное, симметричное, с западной стороны зимний сад объединяет его со столовым корпусом, возведенным в 1834 г. (одновременно с галереей остекленной и превращенной в зимний сад 1838 г.). Северный фасад дворца, выходящий на парадный двор, очень близок к английским постройкам XVI в., в которых сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения, принято называть тюдоровским стилем. Фасад по вертикали расчленен на семь равных частей. По центру размещен ризалит с главным входом, по сторонам - трехъярусные квадратные в плане башни, завершенные небольшими четырехгранными декоративными куполами. К башням примыкают эркеры, изломы плоскостей фасада декорированы каменными жгутами, напоминающими стволы бамбука; парапеты стен завершены зубцами килевидной формы. Южный фасад, обращенный в сторону моря, в декоре имеет элементы тюдоровского стиля, но центром всей архитектурной композиции здесь является портал в мавританском стиле, напоминающий пиштак - вход в мечеть или медресе. Глубокая ниша портала обрамлена двойной подковообразной аркой, украшенной лепным, художественно исполненным орнаментом. Многогранные стройные колонны, фланкирующие нишу, увенчаны высокими башенками. Одноцветную белого колера окраску в портале разнообразят легкие балконы с майоликовыми ограждениями. Большой интерес представляют интерьер дворца с дубовыми резными панелями, лепными потолками, каминами и фонтанами. В наиболее интересных по декоративному оформлению парадных помещениях - вестибюле, кабинете, ситцевой и китайской комнатах, голубой гостиной, столовой, зимнем саду и бильярдной создана экспозиция, знакомящая посетителей с характером дворцовых интерьеров 30 - 40-х годов XIX в. В соответствии с декоративной отделкой интерьеры дополнены предметами прикладного искусства - художественной мебелью, изделиями из фарфора и бронзы, произведениями живописи и скульптуры. В экспозицию входят образцы русского и зарубежного изобразительного искусства преимущественно XVIII - первой половины XIX вв. и работы европейских мастеров XVI-XVII вв.

Библиотечный корпус, 1842-1844 гг. Перестроен по проекту архит. Вильяма Гунта в 1846 г., отделочные работы велись в 1845-1848 гг. Находится к юго-востоку от главного корпуса. Здание прямоугольное в плане, двухэтажное, с квадратной трехъярусной угловой башней и эркером на западном фасаде. Соединяется с главным корпусом переходом с лестницей, возведенным в 1845 г. Библиотека занимала оба этажа: помещения первого этажа перестроены и там периодически организовываются художественные выставки, зал второго сохранился без изменений. Высокий деревянный потолок второго этажа отделан декоративными тягами и лепными гербами, выполненными художником Иваном Ковшаровым; книжные стеллажи, почти достигающие потолка, украшены резьбой. Собрание книг насчитывало 25 тыс. экземпляров и было по своему характеру энциклопедическим. Здесь же хранились гравюры конца XVI - начала XIX вв. западноевропейских и русских художников, архитектурные чертежи, географические карты. После Великой Отечественной войны большая часть книг, представляющих научный интерес, была передана библиотеке Академии наук СССР. Зал библиотеки включен в экспозицию дворца-музея.

Шуваловскии корпус, 1830-1834 гг. Перестроен в 1840-1842 гг. Вытянут параллельно южному фасаду хозяйственного корпуса, примыкает к западному торцу столовой. Состоит из прямоугольных в плане двухэтажной восточной части, предназначенной для размещения гостей, и одноэтажной на высоком цоколе западной - для дочери Воронцова Софии. Планировка восточной части коридорная с двусторонним размещением помещений. Северный фасад ее решен в виде крепостной стены, идентично южному фасаду хозяйственного корпуса. В западной части - трехарочная, огражденная чугунной решеткой лоджия, в которую ведет двусторонняя каменная лестница. Помещения размещены симметрично с трех сторон лоджии. К западному торцу корпуса примыкает одна из башен, фланкирующих западные ворота. После Великой Октябрьской социалистической революции в корпусе размещался санаторий, в 1974 г. здание передано музею.

Хозяйственный корпус, 1838-1842 гг. Находится к северу от Шуваловского корпуса и отделен от него проходом. Северная часть, граничащая с парком, возведена в 1845 г. Корпус перестроен по проекту архит. Вильяма Гунта в 1846 г. Имеет вид замка с башнями у ворот и на южной стороне. Наружный фасад оформлен в виде крепостной стены с контрфорсами, щелевидными окнами-бойницами и зубчатым завершением. Сооружение двухэтажное, с внутренним двором. Часть северо-западной стороны, где размещались конюшни, одноэтажная; под восточной частью устроены подвалы. Во двор ведут двое ворот. Западные ворота, выходящие на парадный двор, фланкированы прямоугольными трехъярусными башнями, одна из которых, северная - часовая, завершена башенкой с флагштоком. У западного входа - круглая башня. Первоначальная планировка помещений не сохранилась. Используется как административный корпус санатория «Горное солнце».

Парковые сооружения, 1829-1848 гг. Парк и парковые сооружения создавались одновременно с дворцом и составляют с ним единый ансамбль. В Верхнем парке в 1848 г. построен павильон из диабаза с завершением в виде луковицы (архит. В. Гунт). В западной части парка находится трехструйный фонтан «Трильби»» (1829 г.). Нагромождением глыб диабаза созданы романтические Большой и Малый хаосы с гротами, каскадами, дорожными каменными ступенями, видовыми площадками. Между Большим и Малым хаосами расположены три пруда: Зеркальный, Средний (Форельный) и Большой (Лебединый). В центре Лебединого пруда возвышается пирамидальная скала, из которой бьет тонкая струя воды. Перед южным фасадом дворца на трех террасах, повторяющих контур южного фасада дворца, расположена регулярная часть парка. Первая терраса оформлена двумя партерами с мраморными фонтанами. Фонтан состоит из двух плоских бассейнов с контуром в виде фестонов и центрального стержня, поддерживающего три постепенно сужающиеся кверху чаши. Последняя из них в виде фантастического растения с цветами лотоса. На площадке перед порталом дворца по две мраморные скамейки с каждой стороны. Низкие широкие мраморные вазы с агавами попарно расположены в начале и конце площадки, ряд ваз установлен на краю подпорной стены. Первая терраса соединена со второй широкой парадной лестницей из диорита, сооруженной в 1846-1847 гг. В 1848 г. она украшена симметрично расставленными по сторонам беломраморными львами в натуральную величину. Два нижних льва - «Спящие львы» - работы итальянского скульптора Боннами; вторая пара - «Просыпающиеся львы» и третья - «Бодрствующие львы» у портала дворца - работы мастерской этого же скульптора. Вторая терраса украшена балюстрадой с белыми мраморными вазами. Отсюда аллея выходит на площадку у библиотечного корпуса, в центре которой сооружен небольшой пятиструйный мраморный фонтан в виде двух чаш с гофрированными краями и квадратным бассейном. Здесь же у стены установлена копия Бахчисарайского «Фонтана слез»». Далее каменная лестница ведет на замкнутую площадку у левого крыла дворца, где построен пристенный фонтан из белого мрамора «Источник Амура»), бассейн которого установлен на скульптурах двух лежащих львов. В западной части террасы, у подпорной стены - фонтан в форме лиры, вода из него стекает в круглый бассейн. Вторая и третья террасы соединены между собой по оси дворца подковообразной лестницей с пристенным фонтаном «Раковина» из розового мраморовидного известняка. Берег моря возле дворца оформлен композицией в виде хаоса из скал. Наиболее выступающая в море скала с видовой площадкой названа скалой Айвазовского. Художник часто бывал в Алупке. Самым крупным парковым сооружением является чайный домик, построенный в стиле классицизма в 1829 г. архит. Ф. Эльсоном. Это прямоугольный в плане каменный оштукатуренный павильон в виде пропилеев на невысоком подиуме. Зал с фонтаном перекрыт металлическим остекленным шатром. В домике устраиваются периодические художественные выставки.