Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Республика Крым

Автономная Республика Крым - Феодосия

Индекс материала
Автономная Республика Крым
Природа,Заповедники Крыма
Симферополь
Памятники Симферополя
Алупка
Алушта
Бахчисарай
Баштановка,Пещерный Монастырь
Белогорск,Богатое,Верхоречье
Гаспра,Ласточкино Гнездо
Гурзуф
Евпатория
Залесное,Мангуп-Кале
Инкерман
Керчь
Кореиз
Ливадия
Ореанда,Пионерское,Санаторное
Севастополь
Симеиз,Скалистое,Солнечная Долина
Старый Крым
Судак
Новый Свет
Терновка,Тополевка,Утес
Феодосия
Форос
Ялта
Телефоны,адреса музеи Крыма
Все страницы

Феодосия.

Город, на берегу Феодосийского залива, в 116 км от Симферополя, ж.д. станция. Феодосия - греческое название, означающее „Богом данная", - основана в 6в. до н.э. греками-колонистами, которые вели здесь значительную торговлю. В 4в. разрушен гуннами, в 5-6 вв. - поселение аланов. Два столетия под названием Кафа находился под властью генуэзцев. В 16-17 вв. - главный невольничий рынок. В 1616г. украинские козаки под предводительством гетмана Г.Конашевича-Сагайдачного напали на Кафу, уничтожили турецкий флот, освободили многих невольников. В 1667 г. это же осуществил отряд во главе с И.Сирко. По присоединении Крыма к России Феодосия более 50 лет оставалась в развалинах.

АЙВАЗОВСКОГО ФОНТАН, 1888 г. Построен по проекту и на средства великого мариниста И. К. Айвазовского в восточном стиле: в виде каменной прямоугольной призмы, покрытой фигурной в плане деревянной крышей с большим выносом с треж сторон. Свес крыши обрамлен широким подзором из дерева, покрытие из железа. Стены оштукатурены, главный восточный фасад облицован мрамором. С трех сторон в нишах устроены водометы, вода из которых вытекает в небольшие бассейны. В южном фасаде — дверь, ведущая в интерьер, где находится резервуар для сбора воды. В 1959 г. памятник реставрирован.

АРМЯНСКИЙ ФОНТАН, 1586 г. Находится у подножия горы Митридат, недалеко от места, где стоял дом, в котором родился И. К. Айвазовский. Представляет собой водоем в виде призмы, сложен из бутового и тесаного камня на известковом растворе со стрельчатой нишей и водометом в восточной стене. Над нишей — три резные розетки, в нише — мраморная плита с надписью на армянском языке и датой. Возведен в архитектурных формах, распространенных в Армении для родников с XI до середины XIX в.

АРМЯНСКАЯ ЦЕРКОВЬ СВ. АРХАНГЕЛОВ МИХАИЛА И ГАВРИИЛА, 1408г. (ул. Тимирязеве, 9). Возведена из бутового камня, своды и углы — из тесаного; покрыта снаружи штукатуркой из цемянки. На северо-западном углу сооружения установлена шестигранная звонница из камня, украшенная резьбой. Памятник является своеобразной интерпретацией сооружения армянской культовой архитектуры XII в. в Птгни близ Еревана. В 1967—1970 гг. реставрирован: восстановлены утраченные конструкции, произведена инъекция трещин, заменены окна, двери, черепичное покрытие крыши.

ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ, VIII, XIX вв. Состоит из различных по времени сооружения частей. Наиболее древняя — византийская часть — в виде небольшой церкви зального типа. К более позднему времени относится нижняя часть колокольни, состоящей из четырех столбов, перекрытых куполом на парусах, которая служила входным портиком. В настоящее время между колокольней и древней частью расположена трехнефная часть сооружения, возведенная в 1829 г. Тогда же были заложены промежутки между столбами портика, и над ним возведен ярус для колоколов, а в коробовом своде древней части устроен световой барабан с шатровым завершением. В результате позднейших достроек памятник приобрел вид трехнефной базилики с псевдороманским декором фасадов.

МОГИЛА И. К. АЙВАЗОВСКОГО. И. К. Айвазовский скончался в 1900 г. и погребен в ограде армянской церкви Св. Сергия (см. ниже ), в которой и был крещен. Наследниками художника сооружен красивый памятник, представляющий собой саркофаг из цельного мрамора, поставленный на мраморном основании. На гробнице оригинальная надпись: „Родившись смертным, оставил бессмертную память" (на армянском языке). В 1970г. в городе поставлен памятник И.Айвазовскому.

ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ, 14 в. На берегу Феодосийского залива в северной части города. Была цитаделью укреплений старинной Кафы – центра генуэзских колоний в северном причерноморье. Цитадель возведена вокруг Карантинного холма. Укрепления состояли из крепостных стен, усиленных двенадцатью башнями; в город вели шесть ворот. Сложена из известняка на известковом растворе с тщательной затиркой швов. В цитадели размещались: консульский дворец, казначейство, резиденция латинского епископа, здание суда с балконом для оглашения консульских постановлений, конторы для проверки весов, склады и магазины особо ценных товаров – драгоценных камней, мехов, шелков. В 13 и в 19 вв. большинство сооружений были разобраны. Сохранились только две башни - Климента и Криско – с прилегающими крепостными стенами, а также пилоны больших ворот. В настоящее время на территории находятся: армянская церковь Иоанна Предтечи (1348г.), св. Иоанна Богослова (14в.), св. Георгия (14в.), св. Стефана (14в.), Башня Климента (1348г.), Башня Криско (14в.) и др. Много сооружений реставрировано.

Климента башня, 1348 г. Находится в южном углу цитадели. Защищала большие ворота и калитку, ведущие в цитадель. На западной стене башни имеется ниша, в которую была вмурована мраморная плита, хранящаяся в Феодосийском краеведческом музее, с надписью о времени строительства. Башня трехъярусная, прямоугольная в плане, с открытым северным углом внутрь цитадели. Выступала вперед за линию стен, примыкающих с севера и запада, что обеспечивало лучшую защиту их фланкирующим огнем. Перекрытия были плоские деревянные по балкам, гнезда для которых сохранились. В нижнем ярусе башни — бойницы, в верхних — окна-амбразуры. Завершалась зубцами-мерлонами, ограждавшими верхнюю боевую площадку. Криско башня, XIV в. Укрепляла среднюю часть восточной стены цитадели. Башня открытого типа (имеет только три стены), двухъярусная. Перекрытия были деревянные по балкам, гнезда для балок хорошо видны. В первом ярусе — бойницы, в верхнем — окна-амбразуры. Увенчана зубцами-мерлонами, ограждавшими боевую площадку верхнего яруса. С южной и северной сторон к башне примыкают стены.

Иоанна Предтечи церковь, 1348 г. Находится в восточной части города. Воспроизводит архитектурные формы сооружения армянской культовой архитектуры XIII — XIV вв. Состоит из двух частей: более древней, небольшой в плане, квадратной центрально-купольной и вытянутой прямоугольной, разделенной столбами на три нефа, перекрытых полуциркульными сводами с опирающимися на консоли подпружными арками. Интерьеры памятника украшены барельефами, характерными для армянской архитектуры, центральная часть — резным орнаментом из двух параллельных поясов (наружный — типичная сельджукская плетенка из жгута, внутренний заполнен растительным орнаментом).

Иоанна Богослова церковь, XIV в. Построена по типу древнейшего сооружения армянской культовой архитектуры. Сооружение зального типа, прямоугольное в плане с полукруглой апсидой, перекрыто полуциркульным сводом на подпружных арках, опирающихся на пилястры. Стены сложены из бутового камня; своды, арки, пилястры, наличники окон и дверей — из тесаных плит известняка; швы тщательно затерты. Продольные стены скреплены двумя поперечными стальными стяжками. Проемы дверей обрамлены профилированными наличниками с резьбой. Покрыто каменными плитами по сводам. В интерьере вдоль всех стен идет каменная скамья. С западной стороны к сооружению примыкает притвор, перекрытия которого не сохранились. В 1977 г. проведены реставрационные работы: восстановлены утраченная кладка стен памятника, каменные скамьи, покрытие, устроена отмостка.

Георгия церковь, XIV в. Воспроизводит формы древнейшего сооружения армянской культовой архитектуры. Сооружение зального типа, прямоугольное в плане, с полукруглой апсидой, перекрыто полуциркульным сводом на подпружных арках. Крыша двускатная, покрыта черепицей. Кладка из бутового камня, свод арки, пилястры, наличники дверей и окон выложены из тесаных известковых плит. С начала XIX в. использовалось для хранения архивных документов. При реставрации 1968 г. восстановлены разрушенная западная стена памятника с прилегающей частью свода, окна, двери и пол, устроена отмостка.

Стефана церковь, XIV в. Сооружение зального типа, прямоугольное в плане, перекрыто коробовым сводом на подпружных арках. Стены сложены из бутового камня на известковом растворе с тщательной затиркой швов, своды — из хорошо обработанного камня. Двускатная черепичная кровля положена по своду. Продольные стены в XIX в. скреплены четырьмя железными стяжками. Вход с запада, над входом небольшая стрельчатая ниша. Стены внутри были сплошь покрыты фресковой росписью — до нас дошли небольшие фрагменты композиций на западной стене и сравнительно хорошо сохранившиеся крупные фрагменты в апсиде, а также орнамент на подпружной арке. Сооружение построено греками, о чем свидетельствуют греческие надписи на фресках в интерьере, а также структура апсиды. У южной стены — фонтан с армянской надписью 1491 г. В 1955—1956 гг. памятник реставрирован: восстановлены черепичное покрытие, каменный пол, дверь, лестница, укреплена и дополнена штукатурка стен. С северной и восточной стен устроен приямок, а по периметру здания — отмостки из камня.

Стены цитадели, XIV в. Сохранились два участка стен: южный — между пилоном больших ворот и башней Климента до уровня основания боевого хода и западный — с башней Криско и калиткой. Западная стена на всем протяжении сохранилась неодинаково: до уровня боевой площадки идет участок, прилегающий к башне Климента, далее на восток до башни Криско — только нижняя часть стены, за башней Криско до моря, где возвышалась башня Джустиниани, стена сохранилась на высоту до 7 м. Стены без бойниц. Боевая каменная площадка нависает над плоскостью стены, расширяя боевой ход. Стены сложены из крупного необработанного известняка, швы тщательно затерты.

Доковая башня, XIV т. Защищала восточную часть города со стороны моря, служила морскими воротами крепости. От башни шли стены вдоль моря. Прямоугольная в плане двухъярусная башня отличается массивностью. Нижний ярус со стороны суши выдвинут и имеет арочный проем для ворот. Арочный проем со стороны моря заложен. На восточной стене укреплена каменная плита с резными гербами генуэзских консулов.

Турецкая баня, XV—XVI вв. Находится в восточной части города на территории цитадели Генуэзской крепости. Низкое каменное, квадратное в плане сооружение, перекрытое двумя большими и четырьмя малыми куполами. В восточной стене два входа, которые ведут в два сообщающихся предбанника. В каждом предбаннике тоже два входа: один — в небольшую раздевальню, другой — в помещение для мытья. Помещение, несмотря на небольшие размеры, благодаря полусферическому куполу, перекрывающему его, производит очень гармоничное впечатление. Это впечатление усиливается ровным рассеянным светом, льющимся через иллюминаторы, устроенные в куполах. Посредине каждого отделения стояли каменные лежаки, а вдоль стен шли каменные скамейки. Помещения для мытья сообщаются каналами с топкой. Это единственная из многочисленных турецких бань, сохранившаяся в Феодосии. Функционировала до начала 20-х годов нашего столетия.

ГЕНУЭЗСКИЙ МОСТ, XIV в. Находится в старой части города, недалеко от башни Климента, переброшен через неглубокий овраг. Мост одноарочный, сложен из обработанных блоков известняка. Расширен путем строительства впритык нового моста. Единственный мост на территории Украины, размещенный на одной из магистральных улиц города и функционирующий с XIV в.

ГЕОРГИЯ ЦЕРКОВЬ, XV в., достроена в середине XIX в. (ул. Нахимова, 20). Памятник архитектуры представляет собой в плане вытянутый прямоугольник. Состоит из древней восточной части, сложенной из бута, достроенных средней и западной частей, сложенных из обработанного камня с порядовой кладкой. Древняя часть перекрыта конхами и полуциркульными сводами на подпружных арках; средняя часть — шатровым куполом на восьмигранном барабане, опирающемся на паруса, которые поддерживаются арками; западная часть — со сводчатым перекрытием. Оконные и дверные проемы стрельчатые. Снаружи и внутри здание оштукатурено.

ГОРОДСКАЯ КРЕПОСТЬ, XIV в. Находится в старой части города. В 1266 г. генуэзцы добились от ставленника Золотой Орды передачи им во владение Кафы (Феодосии) — тогда глухого греко-аланского поселка, и основали здесь свою торговую факторию. Она очень быстро превратилась в значительный город, который сначала окружается рвом с земляным валом, а затем деревянными стенами. В XIV в. в Кафе начинают возводить высокие каменные стены, усиленные башнями. Фортификационная система, законченная в 1383—1386 гг., состояла из двух линий обороны: внешней (в пределах которой размещался город) и внутренней — крепости (цитадели). Внешняя часть в 3 раза превышала внутреннюю. Внешняя линия обороны с 26 круглыми и прямоугольными башнями окружала город с суши и с моря. Стены и башни были сложены из крупного бутового камня на известковом растворе. Перед сухопутной линией шел выложенный камнем глубокий ров с перекинутыми через него каменными арочными мостами, ведущими к четырем воротам города. Главные из них находились на северо-западном конце около башни Константина. В XIX в. крепость, потерявшая свое значение, постепенно была разобрана. Сохранились три башни, основание угловой башни с бастионом, фрагменты стен и рва.

Стены крепости, XIV в. От башни Константина, защищавшей крайний северный пункт города, были возведены стены в двух направлениях — на юг и на восток. Стены, проходившие вдоль берега моря на восток, не сохранились. Они были укреплены рядом башен, имели большие ворота, изображенные на старинных рисунках. Стены, шедшие от башни дугой на юг, опоясывая город, поднимались на гору Митридат. Здесь сохранилась только башня Фомы — крайний южный пункт обороны Кафы. От башни Фомы стены шли в сторону цитадели и на восток от нее, опускаясь к морю и соединяясь с Доковой башней. Южнее цитадели находятся руины башни Джиованни ди Скаффа, восточнее — остатки крепостных стен и рва, угловой башни с бастионом. На сохранившемся участке крепостных стен видны следы нескольких строительных периодов, бойницы отсутствуют, местами сохранились следы боевых площадок.

Константина башня, 1382—1448 гг. Прямоугольная в плане, двухъярусная. Сохранились три стены — восточная, северная и часть западной. Основание башни со стороны моря укреплено откосом, предохранявшим ее от разрушительных действий морских волн и служившим отбойной стеной при обороне. Нижний ярус был перекрыт сводом, часть которого сохранилась в углах, верхний имел балочное перекрытие, опирающееся на уступ стен. Особенностью башни являются машикули ( навесные бойницы (стрельницы) — устраивались обыкновенно в стенах и башнях каменных и деревянных (в России); еще так назывались горизонтальные щели, образуемые парапетом, отодвинутым на кронштейнах наружу от поверхности стены ) в средней части башни, куда вела дверь со второго яруса. Консоли, поддерживающие машикули, сохранились на западной и северной стенах. Верхняя часть стен завершена тройным аркатурным поясом из кирпича. Зубцы, венчающие башню — результат реставрации. С северной стороны к башне в XVII в. турки пристроили полукруглые каменные бастионы с казематами. Башня Константина очень красива, удачно поставлена, является символом города.

Фомы башня, 1373 г. Находится на горе Митридат. Была крайним защитным пунктом городских укреплений на юге. Башня в плане полукруглая, от нее сохранилась только нижняя часть. Построена из крупных блоков камня, переложенных мелкими.

Джиованни ди Скаффа башня, 1342 г. Находится у подножия горы Митридат. Охраняла город с юго-востока и представляла собой огромное круглое сооружение, сложенное из очень крупных блоков необработанного известняка на известковом растворе. Носит следы нескольких строительных периодов. От башни сохранились фундаменты и два фрагмента стен. Верхняя часть стен украшена аркатурным поясом, выложенным из кирпича. Даже остатки башни поражают своей монументальностью. Некоторые исследователи называют башню круглым замком.

МИЛОС ДАЧА, 1909—1911 гг. (ул. Набережная, 6). Сооружение каменное, оштукатуренное, двухэтажное, сложное в плане и архитектурно-пространственном решении объема, отличается хорошими пропорциями и высоким качеством декоративных и отделочных работ. Планировка коридорная с двусторонним размещением помещений. Фасады декорированы по мотивам древнегреческой архитектуры. Ограда дачи каменная с небольшой ротондой на углу. Используется как спальный корпус санатория «Восход».

МУФТИ-ДЖАМИ МЕЧЕТЬ, 1623 г. Построена турками. Сооружение купольного типа. Стены сложены из бутового камня с чередованием кирпичной кладки. Кубовидный объем перекрыт куполом с двенадцатигранным световым барабаном, опирающимся на сферические паруса. Окна полукруглые, размещены в двух уровнях. Вход фланкирован нишами в виде михрабов ( указателей направления на Мекку ). Внутри стены оштукатурены. Минарет восьмигранный, сложен из тесаного известняка. В 1975 г. памятник реставрирован: инъектированы трещины, заменены окна, двери, полы, кровля; восстановлена утраченная часть минарета, отремонтирована штукатурка.

СЕРГИЯ (САРКИСА) ЦЕРКОВЬ, XIV—XV вв. (ул. Тимирязева, 1). Неоднократно перестраивалась, отличается сложностью плана и объемно-пространственного решения. Центральная часть с тремя полукруглыми апсидами перекрыта полуциркульным сводом на подпружных арках. Интерьер был расписан орнаментами в технике фрески (сохранились фрагменты). С западной стороны соединяется широкой аркой с прямоугольным в плане притвором с перекрытием в виде полуциркульного свода. Помещение, прилегающее к центральной части с севера, состоит из квадратного, перекрытого сводом с нервюрами, и трапецеидального, перекрытого полуциркульным сводом на подпружных арках, помещений. Стены сложены из крупных блоков известняка, швы тщательно затерты. Снаружи и внутри в стене множество плит из мрамора и известняка — так называемые «хачкары», характерные для армянской культовой архитектуры. Крыша двускатная, покрыта черепицей. Портал, некогда связанный с основным зданием, теперь возвышается к западу от основного сооружения. Его четыре массивные столба соединены стрельчатыми арками и перекрыты крестовым сводом. Фриз с северной и южной сторон украшен соединенными в пояс резными розетками. В 1965—1970 гг. по памятнику проведены ремонтно-реставрационные работы: восстановлены каменный пол, крыша, покрытие портала, перекрытие притвора, расчищена живопись от небела. К западу от здания находится склеп, в котором покоится прах И. К. Айвазовского. Надгробие в виде саркофага из цельного блока белого мрамора выполнено итальянским скульптором Биоджоли.

СТАМБОЛИ ДАЧА, 1909—1914 гг. Построена по проекту архит. О.Э.Вагнера в мавританском стиле. Сооружение каменное, двухэтажное, с четырехъярусной башней, увенчано декоративными куполами. Удачно найденные объемы, чередование разных по величине куполов, башни создают красивый силуэт. План здания сложный, планировка анфиладная, помещения формируются с трех сторон вестибюля. В художественной отделке интерьеров широко применены лепка, керамика, дерево, чеканка, естественный камень. Особенно интересны вестибюль и зимний сад. В 1921 г. во исполнение подписанного В. И. Лениным 21 декабря 1920 г. декрета «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» здесь оборудована здравница на 100 человек. В здании размещаются администрация и лечебные кабинеты санатория «Восход».

См. также:
Г. Москвич "Путеводитель по Крыму". 1913 г.
Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь:
Феодосия