Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Республика Крым

Автономная Республика Крым - Севастополь

Индекс материала
Автономная Республика Крым
Природа,Заповедники Крыма
Симферополь
Памятники Симферополя
Алупка
Алушта
Бахчисарай
Баштановка,Пещерный Монастырь
Белогорск,Богатое,Верхоречье
Гаспра,Ласточкино Гнездо
Гурзуф
Евпатория
Залесное,Мангуп-Кале
Инкерман
Керчь
Кореиз
Ливадия
Ореанда,Пионерское,Санаторное
Севастополь
Симеиз,Скалистое,Солнечная Долина
Старый Крым
Судак
Новый Свет
Терновка,Тополевка,Утес
Феодосия
Форос
Ялта
Телефоны,адреса музеи Крыма
Все страницы

Севастополь.

Один из известнейших городов Крыма. Морской порт, промышленный, научный и культурный центр Украины. Сохранились руины древнегреческой колонии Херсонеса Таврийского, основанного в 5в. до н.э. В 5-6вв. был оплотом Византийской империи на северном берегу Черного моря. В 9-10вв. играл важную роль в экономических и политических связях между Византией и Киевом. В 988г. захвачен киевским кн. Владимиром Святославовичем, где князь принял христианство. В мае 1783г. в здешней Ахтиарской гавани бросили якоря 17 первых кораблей Черноморского флота. Началось строительство порта и военное поселение. Город испытал большие повреждения во время русско-турецкой войны 1854-55гг. и Отечественной 1941-44гг.

АКВЕДУК, 40-е годы XIX в. (ул. Пляжная, 3). Находится на южном берегу Северной бухты. Возведен для укладки магистрали водопровода через Аполлонову и Ушакову балки. Вода подавалась из района Чоргуня (с. Чернореченское) в район Сухие Доки. Общая протяженность водопровода составляла 18 км. Он был основным каналом водоснабжения Севастополя до первой обороны (1854-1855 гг.). Акведук - многоарочный мост, соединяющий стороны балки. Выполнен в формах классицизма. Сложен из хорошо обработанного инкерманского камня. Состоит из двух участков - в Аполлоновой балке (десятипролетный протяженностью 60 м) и в Ушаковой балке (семипролетный протяженностью 30 м). Является одним из немногих сохранившихся инженерных сооружений начального периода развития города.

БАШНЯ ВЕТРОВ, 1844 г. (ул. Фрунзе, 5). Являлась вентиляционным каналом книгохранилища здания морской библиотеки (не сохранилось). В основу архитектурно-планировочного решения башни взята Башня ветров, возведенная в середине I в. до н. э. в Афинах. Внутри этого сооружения находились водяные часы, снаружи - солнечные часы и флюгер. Башня в стиле классицизма сложена из хорошо обработанного инкерманского камня. В плане восьмигранная, двухъярусная, грани строго ориентированы по сторонам света. Нижний ярус рустован, в верхнем в каждой грани - арочный проем. Как и на фризе афинской башни, на каждой из восьми граней помещен горельеф с изображением летящего мифологического бога соответствующего направления ветра: Евра - восточного, Зефира - западного, Нота - южного, Борея - северного и т. д. Шатровая крыша башни покрыта железом и увенчана шпилем. Башня относится к первому периоду развития города.

ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В ХЕРСОНЕСЕ, 1859 - 1868 гг. Находится на территории Историко-археологического заповедника Херсонес Таврический. Построен по проекту акад. архитектуры Г.Д. Гримма над руинами древнего греческого храма, который ошибочно считали местом крещения киевского князя Владимира Святославича в 988 г. Являлся собором Владимирского монастыря, основанного в середине XIX в. Проект был утвержден в 1859 г., закладка состоялась в 1861 г., торжественное открытие в 1868 г. Однако строительные и отделочные работы продолжались и закончены в 1877 г. инж. М.Г. Арнольдом, убранство интерьера завершено в 1883 г. Собор выполнен в формах русско-византийского стиля. Совместно с другими монастырскими постройками создает единый архитектурный ансамбль. Стены собора сооружены из инкерманского камня с применением для отделки белого, розового и зеленого мрамора. Сооружение крестовокупольное с тремя гранеными апсидами с восточной стороны и граненым притвором - с западной. Разделен на два яруса: в нижнем - церковь Богородицы и руины древнего греческого храма, законсервированного в 1894 г.; в верхнем - церкви Владимира и Александра Невского. В верхний ярус ведут широкие четырехмаршевые лестницы, расположенные в северо-западной и юго-западной частях здания. Нижний ярус перекрыт системой коробовых и полуциркульных сводов на подпружных арках, центральная часть верхнего яруса - куполом с барабаном (не сохранился), восточная и западная части - конхами, остальные - полуциркульными сводами. Во время Великой Отечественной войны в 1942 г. была разрушена средняя часть собора с куполом, почти полностью погибла монументальная роспись. Памятник относится к крупнейшим сооружениям, возведенным во второй половине XIX в.

ГЕНУЭЗСКАЯ КРЕПОСТЬ ЧЕМБАЛО (РУИНЫ), 1357-1433 гг. (Балаклавский городской район). Находится на высоком скалистом морском берегу. В середине XIV в. генуэзцы, обеспечив свое господство в восточной части побережья Крыма крепостью Кафа (Феодосия), предприняли попытку подчинить западную часть полуострова, захватив старый принадлежащий княжеству Феодоро греческий рыбацкий поселок, расположенный в узкой и на редкость удобной бухте Символон и основали здесь торговую факторию. Над узким входом в бухту на высоком мысу, обрывающемся с южной стороны на 200 м к морю, генуэзцы построили крепость, господствующую над бухтой, которой дали название Чембало. Крепость Чембало состояла из двух городов-крепостей: нижнего - Георгия и верхнего - Николая. Нижний город был окружен крепостной стеной, которая шла вдоль бухты, а затем поднималась по склону горы к верхнему городу. Стена имела две прямоугольные башни с узкими бойницами. Верхний город занимал скалистую площадку на вершине мыса над обрывом к морю, отделенную от нижнего города крепостной стеной. Эта часть крепости являлась цитаделью. С доступных северной и западной сторон цитадель была опоясана стенами с башнями. Здесь находился консульский замок, основную часть которого составляла большая круглая двухъярусная башня. Крепость Чембало имела для генуэзцев особое значение как крайний западный форпост их в Крыму. Она предназначалась для борьбы с греческим феодальным княжеством Феодоро, усилившимся во второй половине XIV в. В 1475 г. после падения Кафы и других генуэзских городов крепость переходит во владение турок, теряет свое оборонное значение и постепенно превращается в руины. Крепость в плане четырехугольная. Со стороны моря она была защищена обрывистой скалой, с трех других - ограждена стенами с восемью башнями. Стены и башни сложены из бутового камня-известняка на известковом растворе с добавлением мелкой гальки. Лицевая поверхность стен выложена крупным камнем, швы затерты. Средняя толщина стен 1,5 м. Лучше всего стена и четыре круглые башни сохранились на северо-восточной стороне крепости, на северо-западной - лишь основания стен, на остальных - фрагменты стен. Консульская башня круглая высотой около 20 м с отбойной конусообразной стенкой у основания. Башня двухъярусная, перекрытия сводчатые. В подвальной части башни помещалась цистерна для воды, которая подавалась по гончарному трубопроводу с соседней горы. Памятник - один из немногих сохранившихся в нашей стране образцов западно-европейского фортификационного искусства XIV-XV вв.

ГРАФСКАЯ ПРИСТАНЬ. 1846 г. (пл. Нахимова). Находится на западном берегу Южной бухты. Построена в 1780 г. как деревянный шлюпочный причал. В 1787 г. к приезду в Севастополь Екатерины II деревянные ступени пристани были заменены каменными. Здесь причаливала шлюпка, с которой сходил на берег командующий эскадрой граф М. И. Войнович. За пристанью установилось название Графской. В 1846 г. по проекту инж.-полк. С. И. Уптона, утвержденному в 1844 г., была построена новая, существующая теперь пристань как парадный вход в Севастополь со стороны моря. В Крымскую войну 1854-1855 гг. через Графскую пристань проходило снабжение всех бастионов снаряжением, боеприпасами, продовольствием. 26 августа (7 сентября) 1855 г. взрыв баржи с порохом, стоявшей у пристани, превратил сооружение в руины. После окончания Крымской войны она была восстановлена. В годы Великой Отечественной войны пристань пострадала от осколков снарядов и пуль. После окончания войны были произведены ремонтные работы. С графской пристанью связан ряд событий истории Черноморского флота. Одна мемориальная доска отмечает: «Здесь 22 ноября 1853 г. произошла торжественная встреча севастопольцев с вице-адмиралом П. С. Нахимовым после синопской победы». На другой мемориальной доске написано: «С этой пристани 27 ноября 1906 года лейтенант П. П. Шмидт отбыл на крейсер «Очаков», где принял командование восставшими кораблями флота». Третья мемориальная доска сообщает об освобождении города от немецко-фашистских захватчиков: «9 мая 1944 года над Графской пристанью штурмующим отрядом моряков-черноморцев был водружен военно-морской флаг в знак освобождения Севастополя от фашистских захватчиков». Графская пристань сложена из инкерманского камня, имеет вид пропилеев дорического ордера, от которых к морю спускается широкая гранитная лестница. В нишах пилонов со стороны моря установлены две мраморные статуи, лестницу украшают фигуры львов (выполнены в Италии). Одновременно с пристанью были возведены два одноэтажных караульных домика. Графская пристань - уникальное сооружение, пользующееся большой популярностью.

ЕКАТЕРИНИНСКАЯ МИЛЯ, 1784-1787 гг. (ул. Челюскинцев). Находится на Северной стороне. В 1784 г. князь Г. А. Потемкин отдал распоряжение через каждые 10 верст по пути намеченного следования Екатерины II в Крыму построить дорожные знаки, получившие со временем наименование екатерининская миля. Строили их воинские части по чертежам, присланным из Петербурга. В Крыму сохранилось пять таких сооружений. Дорожный знак представляет собой нижнюю часть колонны тосканского ордера с шестигранным перехватом посредине и конусообразным завершением, установленную на квадратном в плане постаменте. Выполнен из хорошо обработанного известняка.

МИХАЙЛОВСКИЙ СОБОР, 1848 г. Зального типа, ( прямоугольный в плане с выступающей апсидой. Архитектура собора эклектична. Решенные в стиле классицизма объем и пропорции здания сочетаются с романским порталом на главном западном фасаде. Во время Крымской войны 1854--1855 гг. сильно пострадал от прямого попадания снаряда. В 1857 г. восстановлен. В том же году на главном фасаде собора было установлено одиннадцать больших мемориальных досок из белого мрамора. На верхней доске, установленной на фризе, сделана надпись из свинца славянской вязью: «Храм святого архистратига Михаила, бывший гарнизонною церковью во время обороны Севастополя». И ниже: «Гарнизон Севастополя во время обороны 1854 - 1855 гг.». На остальных досках, размещенных по сторонам портала и на пилястрах, перечислены воинские части, принимавшие участие в обороне Севастополя. Используется как выставочный зал Музея героической обороны и освобождения Севастополя. Памятник является одним из немногих сохранившихся сооружений начального периода развития города.

НИКОЛАЕВСКАЯ ЦЕРКОВЬ-ПИРАМИДА, 1857- 1870 гг. (ул. Богданова). Находится на Братском кладбище, размещенном на высоком холме, где погребено 127 583 защитника Севастополя, погибших во время Крымской войны 1853-1856 гг. Возвышается на вершине холма, является доминантой Северной стороны и видна из многих районов города. Построена за счет добровольных пожертвований населения по подписке, объявленной по всей России 18 марта 1856 г. Большая часть суммы пожертвована участниками Крымской войны. Заложена 5 сентября 1857 г., торжественно открыта 5 сентября 1859 г. Отделочные работы продолжались до 1870 г. Автор первоначального проекта архит. Шнейдер. Утвержденный проект переработал и осуществил архит. А. А. Авдеев, за который в 1861 г. получил звание академика архитектуры. Памятник представляет собой квадратную в плане усеченную пирамиду высотой 20,25 м, сложенную из инкерманского камня. Пирамида установлена на высоком цоколе, облицованном полированным гранитом и инкерманским камнем, обработанным крупным рустом. С четырех сторон из граней пирамиды выступают ризалиты с фронтонами, покрытые двускатной кровлей, крытой медной черепицей. С южной и северной сторон в них устроены окна флорентийского типа с круглыми оконницами, с западной - вход в виде арки с архивольтом, опирающимся на колонки. В восточном ризалите размещается апсида. На гранях пирамиды на 56 плитах черного гранита высечены названия всех воинских частей, принимавших участие в обороне Севастополя, время их участия и понесенные ими потери. Интерьер был расписан художниками академиками А. Е. Корнеевым, М. Н. Васильевым и А. Т. Марковым. Живопись, сильно поврежденная сыростью в 1887-1893 гг., была заменена мозаикой, выполненной в Венеции в мастерской Сельвианти по картонам, подготовленным худож. М. Н. Протопоповым. При этом была сохранена композиционная основа прежней росписи. В нижней части внутренних стен установлены 38 плит, на которых высечены имена 973 генералов, адмиралов и офицеров, погибших при обороне города. Обнесена восьмигранной каменной оградой. Во время Великой Отечественной войны была разрушена верхняя часть пирамиды, побиты осколками стены, частично разрушена ограда. В 1981 г. закончена реставрация экстерьера (архитекторы П. Л. Шмульсон, В. И. Майко).

ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ, 1848 г. Построена из инкерманского камня в греко-дорическом ордере по проекту, утвержденному в 1837 г. Представляет собой периптер, напоминает античный храм Гефеста в Афинах 440- 430 гг. до н. э. Один из немногих сохранившихся памятников архитектуры, переживших две обороны Севастополя (архит. А. Рулев).

ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО (Херсонес Таврический)ГОРОДА РУИНЫ, V в. до н.э. - середина XV в. Находятся в западной части Севастополя на Гераклейском полуострове между Песочной и Карантинной бухтами. Открыты археологическими раскопками. Город Херсонес таврический (в переводе означает «полуостров тавров») на протяжении многих веков являлся крупным политическим и культурным центром северного Причерноморья. Основан на месте древнего таврского поселения в 422-421 гг. до н. э. греками, выходцами из Гераклеи Понтийской, находившейся на малоазиатском побережье Черного моря. Историю древнего города обычно делят на два основных периода: античный и средневековый, которые, в основном, совпадают со строительными периодами. Античный период. В V-I вв. до н. э. Херсонес был полисом - городом-государством с общинным демократическим самоуправлением. Первоначально занимал восточную часть полуострова, примыкавшую к Карантинной бухте. В дальнейшем его территория увеличилась почти в два раза в сторону Песочной бухты. В V-IV вв. до н. э., когда Херсонес занимал участок около Карантинной бухты, он был опоясан небольшой по протяженности стеной. Основная территория города стабилизировалась в III-II вв. до н. э. Тогда же, вероятно, была создана новая, более мощная система обороны. Стены и башни защищали город со всех сторон. Размещение стен было строго продумано, все они прокладывались по верхним склонам Южной и Песочной балок или вдоль моря. Общая протяженность стен составляла 3,5 км, максимальная толщина их 3,8 м, высота 8-10 м. В системе укреплений было 24 башни. Они были прямоугольными и круглыми. Их высота достигала 10-15 м. Особенно большое значение придавалось защите портовой части города. Наиболее мощной была фланговая полукруглая башня. В город вели четверо ворот. Юго-восточный участок стен с башнями и городскими воротами хорошо сохранились. Ширина ворот 3,87 м. Закрывались ворота деревянными створами с задвигающимся засовом и железной решеткой. В северо-западной части городища вдоль берега сохранились остатки так называемой приморской оборонительной стены. Техника кладки стен Херсонеса этого периода во многих случаях совпадает с приемами кладки строений в античных центрах Северного Причерноморья. Нижняя часть облицовки оборонных стен выложена ложком и тычком (в каждом ряду чередуются плиты, положенные вдоль и поперек стены), она служила противотаранным поясом. Между облицовкой стена заполнялась забутовкой из мелкого битого камня на глине. Облицовку клали насухо из хорошо обработанных и подогнанных одна к другой плит, которые иногда скреплялись с помощью пиронов. В III-II вв. до н. э. расширяется прием кладки «кордон на ребро - плита на образок», которая используется в облицовке юго-восточных стен города. Облицовочные плиты были рустованы, что придавало стенам монументальность. По своей планировке Херсонес являлся типичным эллинистическим городом. В основу плана была положена сетка прямоугольных кварталов, в городе насчитывалось 5-6 продольных и около 30 поперечных улиц. В квартале размещалось по 2-3, реже по 4-5 городских усадеб. Центральная улица, пересекавшая город, имела ширину 7 м, остальные поперечные и продольные улицы - до 4 м. Площади строго подчинялись регулярной городской планировке, они вписывались в прямоугольную сеть улиц и занимали территорию одного или нескольких кварталов. В центре города находились акрополь и агора - главная площадь, место народных собраний. В этом районе располагались наиболее важные общественные постройки, монетный двор (сохранилась нижняя часть), театр на 3000 мест (сохранились дугообразные уступы, служившие местами для зрителей), храмы и другие, не сохранившиеся до наших дней здания. В архитектуре построек применялись ионический и дорический ордера. Для украшения зданий, возводимых из местного известняка, использовались скульптура и полихромная роспись. Городской центр украшали статуи божеств и видных общественных деятелей. Городские усадьбы были однотипны, возводились из известняка. Характерной особенностью их являлся узкий коридор, который соединял улицу со двором. Вокруг двора располагались жилые и хозяйственные постройки. При усадьбах, как правило, имелись кладовая, вырубленная в скале, цистерна или колодец во дворе. Более богатые дома строились двухэтажными с применением ордера и росписи по штукатурке, с ванной комнатой. Полы в ванной были мозаичными из цветной гальки. В I-IV вв. Херсонес - аристократическая республика, зависимая от Рима. В этот период ведется широкое городское строительство, в общественных постройках преобладает пышный коринфский архитектурный ордер, активно строятся оборонительные сооружения. Здания возводятся высотой в 10-12 м. Для декорирования построек часто применяются привозной белый мрамор, местный известняк. В городе оборудуется водопровод с использованием керамических труб. Перестраивается театр, который начал выполнять и функции цирка. Средневековый период. После падения Римской империи Херсонес переходит под власть Византии и служит посредником Византийской империи в морской и сухопутной торговле с Северным Причерноморьем и Русью. В средние века Херсонес назывался Херсоном, на Руси - Корсунью. В IV в. в связи с принятием Херсонесом христианства разрушаются античные культовые и общественные здания, уничтожаются скульптуры. В средневековье территория города то увеличивалась, то уменьшалась, но в основном он был ограничен древними укреплениями. В V-VI вв. была создана мощная система укреплений, в которую на южном и восточном участках вошли старые античные стены и башни. Особенно сильно был укреплен юго-восточный участок у порта, служивший цитаделью города, главным бастионом которого была круглая античная башня, немного утолщенная и надстроенная в 488 г. при отстройке херсонесских укреплений императором Зеноном. Диаметр башни был доведен до 19,2 м, она стала называться башней Зенона. Перед боевой стеной юго-западного участка была построена передовая оборонительная стена. Новая стена с боевыми башнями и воротами была сооружена также с западной стороны города. Лицевая кладка велась по упрощенной античной системе из хорошо обработанных блоков, выполнялась, как и забутовка, на известковом растворе. В последующие столетия укрепления Херсонеса неоднократно ремонтировались и отстраивались. Высота стен и башен средневековых укреплений в настоящее время на уцелевших участках достигает 12-16 м при толщине стен около 4 м. Херсонес в средние века сохранил регулярную античную планировку. Город был хорошо обеспечен водой. В самой возвышенной части, у южных крепостных стен, находилось водохранилище с постоянным запасом воды на случай длительной осады или засухи. Уличные водостоки отводили грязные и ливневые воды за пределы города. Жилые дома были не просто отдельно стоящими зданиями. Как правило, это были усадьбы, представлявшие собой замкнутый жилой и хозяйственный комплекс, в который входили один или два дома, производственные помещения, двор, а в отдельных случаях два двора, вокруг которых группировались вспомогательные постройки. Многие дома имели вторые этажи, иногда с верандами. Для архитектуры жилых домов позднего средневековья характерны вторые этажи, нависавшие над первыми. Наверх вели наружные или внутренние лестницы из камня и дерева. Верхние этажи отводились под жилье и кладовые, в нижних этажах и пристройках размещались кухни, пекарни, мастерские, торговые лавки, содержался скот. В подвалах хранились запасы рыбы, хозяйственный инвентарь, тара и т. п. Основным строительным материалом был камень, в некоторых домах второй этаж был деревянным. В качестве связующих растворов употреблялась глина, реже известь. Крыши покрывали черепицей. Архитектура Херсонеса отражала обычную для феодального города картину социального неравенства его жителей, контраст между богатством одних и бедностью других. Сильно изменили облик города многочисленные христианские культовые здания, строительство которых началось с конца V в. При сооружении их использовали тесаный и бутовый камень, обожженный кирпич (в редких случаях сырцовый). Иногда стены имели смешанную (византийскую) кладку из чередующихся рядов камня и обожженного кирпича плинфы. Из кирпича возводились купола и своды, кирпичные декоративные пояса украшали стены зданий. Базилики перекрывались деревянными стропильными фермами. В качестве отделочных материалов применяли белый привозной проконесский мрамор (колонны, капители, наличники окон и дверей, алтарные преграды), в меньшей степени порфир и брекчию. Полы покрывали плитами из белого мрамора или мозаикой из цветных камней. Стены в интерьере штукатурили, расписывали орнаментами в технике фрески или украшали мозаикой. Окна стеклили прямоугольными или круглыми листами стекла, которые определяли форму, размеры и рисунок оконных переплетов. Во второй половине VI - начале XII вв. в северной части Херсонеса возник комплекс построек, в который входили Большая (Уваровская) базилика, крещальня и небольшая церковь с выступом трехлепестковой формы. В 988 г. киевский князь Владимир Святославич, согласно летописи, осаждает и берет город, принимает здесь христианство, заключает союз с Византийской империей и закрепляет его браком с сестрой императора Анной. В 1299 г. полчища татар разгромили и сожгли Херсонес. Со второй половины XV в. город прекращает свое существование и постепенно превращается в руины. Территория Херсонеса не подвергалась застройке в новое время, поэтому остатки построек города сохранились лучше, чем во многих древних городах. В 1829 г. на базе археологических раскопок Херсонеса был основан музей. В 1925 г. Херсонесский археологический музей был переименован в «Музей Херсонеса Таврического». После Великой Отечественной войны он назывался Херсонесским государственным историко-археологическим музеем, с 1965 г.- Херсонесским историко-археологическим музеем. В 1978 г. организован Херсонесский государственный историко-археологический заповедник в г. Севастополе с филиалами «Крепость Чембало», «Крепость Каламита» и отделом «Гераклейские клеры», в который вошли городище Херсонеса и музей.

ЧОРГУНСКАЯ БАШНЯ. XV в. (ул. Межгорская, 12-14). Точная дата постройки и назначение не установлены. Башня трехъярусная, в плане по наружному контуру двенадцатигранная, по внутреннему - круглая. Сложена из бутового камня на белой цемянке. Перекрыта кирпичным стрельчатым куполом, междуэтажные деревянные балочные перекрытия не сохранились. Углы башни, дверной и оконные проемы облицованы тесаным инкерманским камнем. Стены имеют деревянные связи, внутри оштукатурены. В цоколе большая, выложенная из камня цистерна.

КРЕПОСТЬ КАЛАМИТА (руины), 15в. См. выше - Инкерман

ПЕЩЕРНЫЙ МОНАСТЫРЬ, 7-9вв. См. выше - Инкерман

См. также:
Г. Москвич "Путеводитель по Крыму". 1913 г.
Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь:
Севастополь
Черноморский флот - история
Восточная война 1853 - 56 гг.
Херсонес