Наш Край-Путешествуем по Украине

Мы ничего не продаем - мы предлагаем активный образ жизни!

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта
Главная Республика Крым

Автономная Республика Крым - Евпатория

Индекс материала
Автономная Республика Крым
Природа,Заповедники Крыма
Симферополь
Памятники Симферополя
Алупка
Алушта
Бахчисарай
Баштановка,Пещерный Монастырь
Белогорск,Богатое,Верхоречье
Гаспра,Ласточкино Гнездо
Гурзуф
Евпатория
Залесное,Мангуп-Кале
Инкерман
Керчь
Кореиз
Ливадия
Ореанда,Пионерское,Санаторное
Севастополь
Симеиз,Скалистое,Солнечная Долина
Старый Крым
Судак
Новый Свет
Терновка,Тополевка,Утес
Феодосия
Форос
Ялта
Телефоны,адреса музеи Крыма
Все страницы

Евпатория.

Город, на берегу Каламитского залива, в 78 км от Симферополя, ж.д.станция и порт. В 6-5вв. до н.э. во время греческой колонизации здесь возник античный город Киркинитида. В 10-12вв. этот район освоили переселенцы с Киевской Руси. В 15в. турки основали город-крепость Гезлев, которое стало одним из наибольших невольничьих рынков. В 1784г. город переименован в Евпаторий. Теперь - известный детский курорт.

См. также:
Г. Москвич "Путеводитель по Крыму". 1913 г.
Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. Энциклопедический Словарь

АНСАМБЛЬ КЕНАС, XIX в. (ул. Матвеева, 68). Возник в начале XIX в. после вхождения Крыма в состав России. Формирование ансамбля продолжалось на протяжении всего XIX в. и было завершено в 1900 г. строительством парадного входа в виде триумфальной арки в стиле ренессанса. Состоит из большой и малой кенас, трех двориков с аркадами, небольшого сада и арки входа. Ансамбль уникален по композиции: своеобразие его заключается в удачной планировке и взаимном расположении кенас и двориков, каждый из которых является продолжением другого.

Большая кенаса, 1807 г. Здание сложено из инкерманского камня, прямоугольное в плане, вытянутое с севера на юг, двухсветное, перекрытия плоские. Крыша четырехскатная черепичная. Южная и западная стены укреплены контрфорсами. Окна размещены в двух уровнях: нижние прямоугольные, верхние стрельчатые. На восточной стене между окнами вмонтированы пять мраморных плит с надписями. С севера и частично с востока здание обрамляет арочная застекленная галерея, покрытая односкатной крышей. Входы с севера и востока оформлены резными стрельчатыми арками. Интерьер был перестроен. Убранство не сохранилось. Используется для хранения фондов Евпаторийского краеведческого музея.

Малая кеиаса, 1815 г. Построена вслед за возведением большой кенасы. Здание сложено из инкерманского камня, в плане вытянутый с севера на юг прямоугольник, двухсветное. Окна расположены в двух уровнях: нижние прямоугольные, верхние полукруглые. Перекрытие в северной части (где был балкон) плоское, остальной объем перекрыт подвесным лучковым в сечении потолком, подвешенным к стропилам выше балок. Падуги потолка расписаны. Покрыто четырехскатной черепичной крышей. С севера и частично с востока пристроена застекленная арочная галерея. С восточной стороны размещена каменная лестница, которая вела на балкон. В западной стене между нижними окнами вмонтировано пять мраморных плит с надписями. Интерьер перестроен, убранство не сохранилось. В сооружении находится отдел дореволюционной истории Евпаторийского краеведческого музея.

Дворики с аркадами, 1835 г. Возведены одновременно с большой и малой кенасами. Расположены последовательно один за другим по направлению с юга на север. Первый дворик-коридор длиной 30 и шириной 4,5 м начинается от парадного входа. Обе стороны - глухие арочные стены высотой 3,65 м, перекрытые металлической конструкцией, увитой виноградной лозой. В восточной стене десять арок, в западной - на одну больше. В нишах и на пилонах вмонтированы двадцать три белые мраморные плиты с резными надписями. В третьей арке от входа с западной стены - мраморный фонтанчик. Дворик замощен каменными плитами. Второй дворик называется мраморным из-за плит, которыми он замощен. Прямоугольный в плане, ограничен открытой аркадой, с севера и юга - трехпролетной, с запада и востока - пятипролетной. Третий - «дворик ожидания», в плане это неправильный четырехугольник, с трех сторон ограниченный стеной с аркадами, на которой восемнадцать мраморных плит с надписями. К дворику севернее большой кенасы примыкает небольшой сад с шестигранной металлической перголой с шатровым верхом, где осенью проводился праздник урожая. Архитектура двориков выдержана в стиле русского раннего классицизма.

ДЖУМА-ДЖАМИ МЕЧЕТЬ, 1552-1564 гг. Построена турецким зодчим, греком по происхождению Ходжа Синаном в турецком классическом стиле, основанном на творческом переосмыслении архитектурных форм константинопольской Софии. Центрально-купольное сооружение, прямоугольное в плане. Сложено из камня-ракушечника, несущие части - из известняка. Квадратный в плане центральный объем в верхней части переходит в восьмиугольный, перекрытый 11-метровым в диаметре куполом с шестнадцатью окнами полукруглого завершения. Купол опирается на паруса и подпружные арки. С запада и востока к центральному объему примыкают двухъярусные галереи с балочным настилом в первом ярусе и перекрытые вверху полусферическими куполами по три с каждой стороны - во втором. Южная часть перекрыта полукуполом с низким барабаном. С северной стороны примыкает аркадная галерея, перекрытая пятью полусферическими куполами с низкими восьмигранными барабанами. Окна на фасадах разные по форме и размерам, но в целом композиционно увязаны между собой. Кроме главного северного входа, в мечеть ведут два боковых с порталами в виде килевидных арок. С востока ко входу примыкает наружная крытая лестница, ведущая на висячий балкон. Двумя рядами столбов интерьер делится на три нефа. В интерьере по оси южной стены находится михраб в виде пятигранной ниши высотой 4,5 м, перекрытой сталактитовым сводом. По краям ниши полуколонны с капителями. К западу от михраба возвышается поднятая на высоту 4 м кафедра-мимбер. Основание и лестницы мимбера сложены из пиленого известняка. Сень с шатровым завершением, перила лестницы и входная дверь выполнены из дерева и раскрашены. В 1976 г. начата реставрация памятника (архит. Е. И. Лопушинская): снаружи раскрыты арки галереи, реставрированы каменные наличники окон, кладка стен, полностью заменены двери и окна. В интерьере обновлена штукатурка, пол выложен камнем, заменен деревянный настил галереи. Реставрированы михраб и мимбер. Восстановлен восточный минарет.

ТЕКИЕ ДЕРВИШЕЙ (монастырь), XI в. (ул. Караева, 18). Некоторые исследователи относят памятник к XVI в. Центрально-купольное сооружение, в плане представляет собой квадрат, по периметру которого размещены кельи. Центральная часть со срезанными углами переходит в восьмигранник, образуя барабан, перекрытый куполом. Купол и срезы углов покрыты желобчатой черепицей. Стены сложены из известняка, в интерьере оштукатурены. Кельи - небольшие прямоугольные помещения, перекрытые лучковыми сводами. Стрельчатым дверным проемом они выходят в центральное помещение. Угловые кельи пятиугольные в плане, с выходом в смежную келью. Главный вход с западной стороны. Формы сооружения аскетичны, оно лишено всяких украшений.

ТУРЕЦКАЯ БАНЯ, XVI в. Многокупольное сооружение, стены которого сложены из бутового камня, подпружные арки и купола - кирпичные. Для народов Востока бани играли важную роль, были своего рода клубами. Внутренняя планировка соответствует схеме, по которой обычно строились бани на Востоке: предбанник, помещение для раздевания и отдыха, моечное помещение. Все помещения были перекрыты куполами и освещались через круглое отверстие в них. Со временем предбанники получили плоские перекрытия, обветшавшие мраморные полы заменены во многих местах метлахской плиткой и бетоном, пристроена современная котельная. С западной стороны к зданию примыкало вытянутое прямоугольное в плане помещение, где, видимо, находился резервуар для горячей воды с топкой. Топка была круглой формы и перекрывалась сводом. К северной стороне здания примыкает подсобное помещение, в котором, вероятно, размещался резервуар для холодной воды. Здание отличается простотой архитектурных форм и надежностью в эксплуатации. Это единственная в Украине баня, функционирующая с XVI в. до наших дней.